Положение о фондах оценочных средств

РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
Педагогического совета
от 29.08.2019 № 1

Утверждено приказом
МКОУ «Нехочская основная школа»
от 02.09.2019 г. № 104
____________Л.В.Богачева
ПОЛОЖЕНИЕ
о фондах оценочных средств
МКОУ «Нехочская основная
школа»

1.
Общие положения
Положение о формировании фонда оценочных средств для проведения текущего,
входного контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся в муниципальном
казенном
общеобразовательном
учреждении
«Нехочская
основная
общеобразовательная школа» составлено в соответствии со следующими регламентирующими документами:

Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации",

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12 2010 г. №1897 (в ред.
Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577) ,

Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобреной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, 1 в редакции протокола № 3/15 от
28.10.2015 федарального учебно-методического объединения по общему образованию).

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа
2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Основной образовательной программой начального общего образования МКОУ
НОШ

Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ
НОШ;

Уставом Учреждения, утвержденном приказом Управления образования администрации ;

Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации
Учащихся.

Положением о внутренней системе оценки качества образования .
Настоящее Положение устанавливает требования к структуре, содержанию и
оформлению фондов оценочных средств (далее ФОС), устанавливает порядок разработки,
процедуру согласования, утверждения и хранения ФОС для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся по учебным предметам, реализуемым в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Нехочская
основная общеобразовательная школа» (далее - Учреждении).
Фонд оценочных средств является составной частью основной образовательной
программы (далее - ООП).
2.

Цель, задачи создания ФОС, требования, предъявляемые к ФОС

Целью создания ФОС учебного предмета является создание материалов, позволяющих
установить соответствие уровня подготовки ученика на данном этапе обучения
требованиям рабочей программы учебного предмета.
Задачами ФОС являются:
 осуществление текущего контроля достижения учеником планируемых результатов
освоения образовательной программы для оперативного контроля за учебной
деятельностью;
 осуществление промежуточной аттестации ученика.
ФОС для текущего контроля успеваемости разрабатывается по русскому языку,
иностранному языку, математике, физике, химии. ФОС для текущего контроля может
разрабатываться по конкретной теме/блоку тем/разделу и проводиться не менее 1 раза в
триместр. Другие виды диагностических работ разрабатываются учителем
самостоятельно, не проходят экспертизу и не утверждаются.
В рамках промежуточной аттестации ФОС разрабатывается по всем учебным
предметам. Перечень оценочных средств по всем предметам ежегодно утверждается
Учреждением самостоятельно.
ФОС для входного контроля разрабатывается в начале учебного года в 1; 5 классах, в
начале изучения нового предмета, а также может использоваться в любом классе перед
изучением тематических разделов курса для выявления уровня готовности каждого
обучающегося к усвоению нового материала.
ФОС должен соответствовать следующим основным требованиям:
– валидность (соответствие поставленным целям обучения);
– корректность
(отражает
точность,
степень
постоянства,
стабильности,
устойчивости результатов оценивания при повторных предъявлениях);
– объективность (получение объективных и достоверных результатов при проведении
контроля, оценивание обеспечивается максимальной стандартизацией контроля );
– актуальность (соответствие уровню и этапу обучения);
– надежность (наличие четко сформулированных критериев оценки для каждого
контрольного мероприятия.
3.

Виды ФОС

Различают следующие виды ФОС:
 для входного контроля;
 для текущего контроля;
 для промежуточной аттестации.
Перечень объектов оценивания основывается на результатах обучения, которые
определяются согласно таблице 1.
Таблица 1
Структурированный перечень объектов оценивания
Исходные
требования к
Вид ФОС
Объект оценивания
Форма контроля
уровню
усвоения
Промежуточна Рабочая
Обобщенные
результаты Итоговая
контрольная
я аттестация
программа
обучения по учебному работа.
учебного
предмету за год.
предмета
Текущий
Рабочая
Конкретизированные
Все формы контроля,
контроль
программа
результаты обучения по используемые в ходе
учебного
предмету
(тематические освоения
учебного
предмета
контрольные работы).
предмета (раздела, темы).
Входной
Рабочая
Конкретизированные
Формы
контроля
не

контроль
программа
результаты обучения по требующие
больших
временных
ресурсов,
(ФОС
по учебного
предмету.
данному виду предмета
(Проводится
в
начале предусматривается
контроля
не
учебного года в 1; 5 возможность самооценки.
проходит
классах, в начале изучения
экспертизу, не
нового предмета)
утверждается,
хранится
у
учителя)
Примерный перечень видов оценочных средств с краткими характеристиками представлен
в Приложении №1.
4.
Структура и содержание фонда оценочных средств
Структурными элементами ФОС по учебному предмету являются:
 титульный лист (приложение №2);
 кодификатор элементов содержания и/или требований к уровню подготовки учащихся;
 план-график проведения контрольно-оценочных мероприятий (утверждается по триместрам);
 комплекты контрольно-измерительных материалов (КИМ).
5.
Проектирование, экспертиза и утверждение фондов оценочных средств (ФОС)
Общее руководство разработкой фондов оценочных средств осуществляет замести- тель
директора по учебно-воспитательной работе.
Ответственность за разработку ФОС по учебному предмету несѐт учитель и руководитель МО.
При составлении, согласовании и утверждении ФОС должно быть обеспечено его
соответствие:

требованиям ФГОС ОО;

основной образовательной программе;

рабочей программе учебного предмета в соответствии с ФГОС.

образовательным технологиям, используемым в преподавании данного учебного
предмета.
ФОС по каждому учебному предмету проходят экспертизу:

обсуждение в рамках методических объединений учителей.
Фонд оценочных средств подлежит ежегодному обновлению и утверждается директором
школы как приложение к ООП ежегодно.
Решение об изменении, аннулировании, включении новых оценочных материалов в ФОС
оформляется протоколом заседания методического объединения учителей.
6.
Структура, содержание и разработка комплекта контрольно-измерительных
материалов (КИМ)
Комплекты КИМ являются структурным элементом фонда оценочных средств.
КИМ позволяют оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.
Структурными элементами КИМ по учебному предмету являются:
 спецификация, которая включает обобщенный план работы (приложение 3);
 критерии и система оценивания заданий;
 шкала пересчета первичного балла за выполнение диагностической работы в
отметку по пятибалльной шкале;
 контрольно-измерительные материалы (сами задания).

Непосредственным исполнителем разработки контрольно-измерительных материа- лов
(КИМ) по учебным предметам является учитель, который отвечает за качество их содержания, оформление и обновление.
Если учебный предмет преподается несколькими учителями в параллели, то по нему
создается единый комплект контрольно-оценочных материалов (КИМ).
Комплект КИМ может разрабатываться коллективом учителей по поручению руководителя МО.
 КИМ формируется на электронных носителях и хранится у учителя и руководителя
МО, на официальном сайте Учреждения представлены демоверсии КИМ (сами
задания, критерии и система оценивания заданий, шкала пересчета первичного
балла за выполнение диагностической работы в отметку).
По решению Учреждения всероссийские проверочные работы (ВПР), другие оценочные
процедуры, проводимые в рамках внешнего мониторинга качества образования, могут
использоваться в качестве диагностических работ в рамках входного и текущего
контроля, а также промежуточной аттестации учащихся.
7.
В настоящем Положении используется следующая основная номенклатура
терминов (глоссарий):
Фонд оценочных средств (далее – ФОС) – это комплекты методических и контрольных
измерительных материалов, оценочных средств, предназначенных для определения
качества результатов обучения и уровня сформированности компетенций учеников в ходе
освоения общеобразовательной программы. ФОС является неотъемлемой частью учебнометодического обеспечения процедуры оценки качества освоения учениками
общеобразовательной программы (ОП), обеспечивает повышение качества образования и
входит в состав комплекта документов методического обеспечения реализации ОП.
Контрольно-измерительные материалы (далее - КИМ) – контрольные задания, а также
описание форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения
материала учебного предмета.
Оценочные средства - образовательные технологии, определяющие
уровень
освоения учениками учебного предмета, в роли которых могут выступать: устные опросы,
типовые задания (задачи, ситуационные задания и др.), творческие задания (эссе, кейсзадания, проблемные ситуации, деловые игры, исследовательские, конструкторские
задания и др.) с обязательным указанием критериев оценивания.
Критерии оценивания - признаки, на основании которых проводится оценка
по показателю, описание «идеального» состояния показателя.
Показатель оценивания - формализованное описание оцениваемых параметров действий
ученика на основе конкретизации результатов обучения. Показатели оценивания
отражают однозначно опознаваемую деятельность, поддающуюся измерению.
Текущий контроль успеваемости - вид контроля, с помощью которого
определяется степень и качество усвоения части изученного учебного материала
теоретического и практического характера в ходе освоения основной образовательной
программы.
Промежуточная аттестация – это оценивание результатов учебной деятельности
учащихся за учебный год, определяющее степень и качество достижения учащимися
планируемых результатов освоения образовательной программы соответствующего
уровня в соответствии с требованиями ФГОС.

Приложение 1.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Наименование
№ п/п
оценочного
средства
1.
Контрольная
работа

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Краткая характеристика оценочного средства

Представление
оценочного
материала в фонде
Комплект
контрольных
заданий по
вариантам

Средство проверки умений применять полученные
знания для решения задач определенного типа по теме
или разделу.
Контрольная работа включает задания базового,
повышенного и высокого уровня из изученного
материала.
Диктант
Служит средством проверки орфографических и пункту- Образец
ационных умений и навыков.
контрольного
диктанта
Диктант с
Служит средством проверки орфографических и пункту- Образец
грамматическим ационных умений и навыков.
контрольного
заданием
Грамматические разборы есть средство проверки степени диктанта с
понимания учащимися изучаемых грамматических явле- грамматическим
ний, умения производить простейший лингвистический заданием
анализ языковых единиц.
Сочинение
Позволяет оценить метапредметные результаты, умения Темы сочинений
ученика самостоятельно создавать тексты, соблюдая
смысловую и композиционную целостность в
соответствии с заданной темой и функциональносмысловым типом речи.
Позволяет оценить соблюдение учащимся
грамматических, речевых, орфографических и
пунктуационных норм
Изложение
Служит средством проверки адекватного понимания
Образец текста для
устной речи, письменного воспроизведения текста с
изложения
заданной степенью свернутости (сжатое, подробное
изложение содержания прослушанного текста)
Работа с текстом: Опознавать языковые единицы, проводить различные
Образец текста с
работа с
виды их анализа.
заданиями для
языковыми
языкового анализа.
явлениями,
предъявленными в
тексте (языковой
анализ текста)
Практические и
Средство, позволяющее оценить уровень
Образец
лабораторные
сформированности практических навыков и умений по практических и
работы
предмету.
лабораторных работ
Проект
Конечный продукт, получаемый в результате
Темы групповых и /
планирования и выполнения комплекса учебных и
или индивидуальных
исследовательских заданий.
проектов
Позволяет оценить метапредметные результаты, умения
ученика самостоятельно конструировать свои знания в
процессе решения практических задач и проблем,
ориентироваться в информационном пространстве и
уровень сформированности аналитических,
исследовательских навыков, навыков практического и
творческого мышления.
Может выполняться в индивидуальном порядке или
группой учеников.
Разноуровневые Различают задачи и задания:
Комплект
задачи и задания а) базового уровня, позволяющие оценивать и
разноуровневых

10.

Реферат

11.

Творческое
задание

12.

Тест

13.

Устный
индивидуальный
контроль (опрос)
Эссе

14.

задач и заданий
диагностировать знание фактического материала
(базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение
правильно использовать специальные термины и
понятия, узнавание объектов изучения в рамках
определенного раздела;
б) повышенного уровня, позволяющие оценивать и
диагностировать умения синтезировать, анализировать,
обобщать фактический и теоретический материал с
формулированием конкретных выводов, установлением
причинно-следственных связей;
в) высокого уровня, позволяющие оценивать и
диагностировать умения, интегрировать знания
различных областей, аргументировать собственную точку
зрения.
Темы рефератов
Продукт самостоятельной работы ученика,
представляющий собой краткое изложение в
письменном виде полученных результатов
теоретического анализа определенной научной (учебноисследовательской) темы, где автор раскрывает суть
исследуемой проблемы, приводит различные точки
зрения, а также собственные
Частично регламентированное задание, имеющее
Темы групповых
нестандартное решение и позволяющее диагностировать и/или
умения, интегрировать знания различных областей,
индивидуальных
аргументировать собственную точку зрения.
творческих заданий
Может выполняться в индивидуальном порядке или
группой учеников.
Система стандартизированных заданий, направленная на Фонд тестовых
проверку уровня освоения контролируемого
заданий
теоретического и практического материала по
дидактическим единицам предмета
Перечень вопросов
Применяется с целью повторения и закрепления
учеником учебного материала, контроля за усвоением
учеником учебного материала, умений, компетенций
Тематика эссе
Средство, позволяющее оценить умение ученика
письменно излагать суть поставленной проблемы,
самостоятельно проводить анализ этой проблемы с
использованием концепций и аналитического
инструментария соответствующего предмета, делать
выводы, обобщающие авторскую позицию по
поставленной проблеме.

Обобщенный план работы
Обозначение заданий в работе и бланке ответов:
уровни сложности задания: Б - базовый, П - повышенный, В – высокий.
№
п/п

1
2

Проверяемые элементы
содержания и/или
требования к уровню
подготовки учащихся

Коды
проверяемых
элементов
содержания
и/или
требований к
уровню
подготовки
учащихся

Уровень
сложности
задания

Макс. балл за
выполнение
задания

Приложение 3.

Примерное
время
выполнения
задания (мин.)

Приложение №1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НЕХОЧСКАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Фонд оценочных средств
(для текущего контроля/промежуточной аттестации)
нужное выбрать

по учебному предмету
наименование учебного предмета в соответствии с учебным планом

Составитель/составители:

Фонд оценочных средств рассмотрен и одобрен на заседании
педагогического совета учителей
протокол от «

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

»

201 г.

№


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».