РАССМОТРЕНО протокол заседания Педагогического совета от 29.08.2019 г. № 1 Утверждено приказом МКОУ «Нехочская основная школа» от 02.09.2019 г. № 104 __________ Л.В.Богачева 1 ПОЛОЖЕНИЕ о структуре, порядке разработки и утверждения адаптированной основной общеобразовательной программы образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Нехочская основная школа» 1. Общие положения Настоящее Положение о структуре, порядке разработки и утверждения адаптированной основной общеобразовательной программы образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ ООШ № 1 им. М.А.Погодина (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Положение является локальным актом, регулирующим организацию образовательной деятельности в МКОУ «Нехочская основная школа» (далее – в Учреждении). АООП учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). АООП обеспечивает решение задач, указанных в пункте 1.12 Стандарта: формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое); охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия; формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения учащихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками); создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования; обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм получения образования учащимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей; формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и специфических образовательных потребностей разных групп учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). АООП самостоятельно разрабатывается в соответствии со Стандартом и с учетом 2 примерной АООП и утверждается Учреждением. АООП для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее - ИПР) в части создания специальных условий получения образования. АООП реализуется с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение АООП на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей учащегося. На основе Стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП с учетом особых образовательных потребностей учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Для учащихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития на основе требований Стандарта и АООП Учреждение разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (далее - СИПР), учитывающую специфические образовательные потребности учащихся (в соответствии с приложением к Стандарту, вариант 2). АООП может быть реализована в разных формах: как совместно с другими учащимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. Для обеспечения возможности освоения учащимися АООП может быть применена сетевая форма ее реализации с использованием ресурсов нескольких организаций, а также при необходимости с использованием ресурсов и иных организаций. Нормативный срок освоения АООП учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется ФГОС образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – Стандартом) и составляет 9-13 лет. 2.Структура адаптированной основной общеобразовательной программы образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2. 1. АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. 2. 2. Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП и составляет не менее 70% и не более 30%, не менее 60% и не более 40% (в соответствии с приложением к Стандарту). 2. 3. АООП реализуется Учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности. 2. 4. АООП должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. 2. 5. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП, а также способы определения достижения этих целей и результатов. 2. 6. Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения учащимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП. 3 2. 7. Содержательный раздел определяет общее содержание образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов: программу формирования базовых учебных действий; программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области; программу духовно-нравственного (нравственного) развития, воспитания учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы (в соответствии с приложением к Стандарту, вариант 1); программу сотрудничества с родителями (в соответствии с приложением к Стандарту, вариант 2); программу внеурочной деятельности. 2. 8. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации АООП. 2. 9. Организационный раздел включает: учебный план, включающий предметные и коррекционно-развивающие области, внеурочную деятельность; систему специальных условий реализации АООП в соответствии с требованиями Стандарта. 3. Содержание адаптированной основной общеобразовательной программы образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3. 1. Пояснительная записка раскрывает: цели реализации АООП, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения АООП; принципы и подходы к формированию АООП; общую характеристику АООП; психолого-педагогическую характеристику учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); описание особых образовательных потребностей учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); описание структуры и общую характеристику СИПР учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в соответствии с приложением к Стандарту, вариант 2). 3. 2. Планируемые результаты освоения АООП: обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения АООП; являются основой для разработки АООП; являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, а также для системы оценки качества освоения учащимися АООП в соответствии с требованиями Стандарта. 3. 3. Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП отражают требования Стандарта, передают специфику образовательной деятельности (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов и курсов коррекционноразвивающей области), соответствуют возрастным возможностям и особым образовательным потребностям учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 4 3. 4. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки учащихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционноразвивающих областей по классам (годам обучения). 3. 5. АООП может включать как один, так и несколько учебных планов. 3. 6. Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет Учреждение. 3. 7. Учебный план включает предметные области в зависимости от варианта АООП (в соответствии с приложением к Стандарту). 3. 8. Количество учебных занятий по предметным областям для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) за 9 учебных лет составляет не более 8 377 часов, за 12 учебных лет - не более 11 845 часов, за 13 учебных лет - не более 12 538 часов. 3. 9. Количество учебных занятий для учащихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью; тяжелыми и множественными нарушениями развития за 12 учебных лет составляет не более 13 646 часов, включая коррекционные курсы, за 13 учебных лет - не более 14 636 часов, включая коррекционные курсы. 3. 10. Обязательным элементом структуры учебного плана является "Коррекционноразвивающая область", реализующаяся через содержание коррекционных курсов (в соответствии с приложением к Стандарту). 3. 11. Количество часов, выделяемых на реализацию коррекционно-развивающей области учебного плана для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составляет за 9 учебных лет не более 1 830 часов, за 12 учебных лет - не более 2 442 часов, за 13 учебных лет - не более 2 640 часов. 3. 12. Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение самостоятельно определяется Учреждением исходя из особых образовательных потребностей учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании рекомендаций ПМПК и (или) ИПР. 3. 13. В целях обеспечения индивидуальных потребностей учащихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы учащихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов (в соответствии с приложением к Стандарту). 3. 14. Программа формирования базовых учебных действий (в соответствии с приложением к Стандарту). 3. 15. Программы отдельных учебных предметов, курсов обеспечивают достижение планируемых результатов освоения АООП. 3. 16. Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов разрабатываются на основе: требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП; программы формирования базовых учебных действий. 3. 17. Рабочие программы учебных предметов, коррекционных курсов содержат: планируемые результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса; содержание учебного предмета, коррекционного курса; тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 5 3. 18. Программа духовно-нравственного (нравственного) развития учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - Программа) направлена на обеспечение духовно-нравственного (нравственного) развития (в соответствии с приложением к Стандарту) учащихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе Учреждения, семьи и других институтов общества. 3. 19. В основу этой Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. 3. 20. Программа обеспечивает: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику. 3. 21. Программа духовно-нравственного (нравственного) развития включает цель, задачи, основные направления работы, перечень планируемых результатов воспитания (социальных компетенций, моделей поведения школьников с умственной отсталостью), формы организации работы. 3. 22. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обеспечивает: формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; пробуждение в учащихся желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения; формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование установок на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; соблюдение здоровьесозидающих режимов дня; формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания); формирование потребности учащегося обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состоянием здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях; становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ. 3. 23. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна содержать цели, задачи, планируемые результаты, основные направления и перечень организационных форм. 3. 24. Программа коррекционной работы (вариант 1) обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в их психическом и физическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными 6 нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК); 3. 25. Программа коррекционной работы содержит: механизм взаимодействия учителей и других специалистов в области сопровождения, медицинских работников Учреждения и специалистов других организаций с целью реализации программы коррекционной работы; перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной деятельности, включающей психолого-медикопедагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей; корректировку коррекционных мероприятий. 3. 26. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП: закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и развития их жизненной компетенции; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий оценивать в единстве предметные и личностные результаты его образования. 3. 27. Программа внеурочной деятельности включает направления развития личности (в соответствии с приложением к Стандарту). 3. 28. Учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной деятельности или Программу сотрудничества с семьей учащегося (в соответствии с Приложением к Стандарту, вариант 2). 3. 29. Система условий реализации АООП в соответствии с требованиями Стандарта (далее - система условий) разрабатывается на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых (возможных) результатов освоения АООП. 3. 30. Система условий учитывает особенности Учреждения, а также его взаимодействие с социальными партнерами. 3. 31. Система условий содержит: описание имеющихся условий: кадровых, финансовых, материально-технических (включая учебно-методическое и информационное обеспечение); контроль за состоянием системы условий. 3. 32. Разработанная организацией АООП обеспечивает достижение учащимися результатов освоения АООП в соответствии с требованиями, установленными Стандартом. 3. 33. Реализация АООП осуществляется Учреждением. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта 3. 34. В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе организаций и организаций дополнительного образования. 3. 35. В целях обеспечения индивидуальных потребностей учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в АООП предусматриваются: 7 учебные курсы, обеспечивающие различные интересы учащихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность. 3. 36. АООП учитывает тип Учреждения, а также образовательные потребности и запросы учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 3. 37. Определение варианта АООП осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, в случае наличия у учащегося инвалидности с учетом ИПР и мнения родителей (законных представителей). 3. 38. В процессе освоения АООП сохраняется возможность перехода учащегося с одного варианта АООП на другой. Основанием для этого является заключение ПМПК. Перевод учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с одного варианта программы на другой осуществляется Учреждением на основании комплексной оценки результатов освоения АООП по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 4. Порядок разработки и утверждения адаптированной основной общеобразовательной программы образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4. 1. АООП образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разрабатывается, утверждается и реализуется Учреждением самостоятельно. 4. 2. АООП образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разрабатывается на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и настоящего Положения. 4. 3. Администрация Учреждения: организует изучение запроса различных категорий потребителей качества предоставляемых образовательных услуг; формирует и утверждает приказом рабочую группу по разработке проекта АООП образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); устанавливает приказом сроки подготовки АООП образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 4. 4. Разработка проекта АООП образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется рабочей группой. Персональный состав и сроки работы группы утверждаются приказом директора Учреждения. 4. 5. Рабочая группа составляет проект АООП образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом: согласованности программ отдельных учебных предметов, курсов внеурочной деятельности с системой планируемых результатов освоения учащимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП; согласованности программ отдельных учебных предметов, курсов внеурочной деятельности с программой формирования базовых учебных действий, системой оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); определяет пути совершенствования педагогического мастерства педагогов с целью достижения планируемых результатов. 4. 6. Разработанный проект АООП образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выносится на рассмотрение методическим советом. 4. 7. Методический совет рассматривает проект АООП образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет: 8 согласованности программ отдельных учебных предметов, курсов внеурочной деятельности с системой планируемых результатов освоения учащимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП; согласованности программ отдельных учебных предметов, курсов внеурочной деятельности с программой формирования базовых учебных действий, системой оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 4. 8. Разработанный проект АООП образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выносится на рассмотрение педагогическим советом. 4. 9. Педагогический совет рассматривает проект АООП образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет: соответствия разделов программы требованиям федерального государственного образовательного стандарта (государственного образовательного стандарта – до завершения реализации) образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); соответствия части программы, формируемой участниками образовательных отношений, требованиям социального заказа на образование; готовности педагогического коллектива к реализации программы. 4. 10. Обсуждение проекта АООП образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) фиксируется в протоколе заседания педагогического совета. Принимаемое советом решение носит рекомендательный характер с пометкой о принятии, доработке либо отклонении проекта АООП образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 4. 11. Принятая АООП образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вводится в действие после утверждения приказом директора Учреждения. 5. Порядок внесения изменений и дополнений в адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья Учреждение может вносить изменения и дополнения в АООП образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Коррективы в АООП образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вносятся с учетом результатов мониторинга реализации АООП образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), изменений в законодательстве, новых нормативных актов и документов. Внесенные изменения и дополнения в образовательной программе проходят процедуру рассмотрения на педагогическом совете Учреждения и утверждения приказом директора Учреждения с учетом мнения педагогического совета. 6. Оценка эффективности реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Оценка эффективности деятельности Учреждения осуществляется на основе оценок достижения планируемых результатов освоения АООП образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Результаты и эффективность образовательной программы обсуждаются на педагогических советах, заседаниях органа самоуправления Учреждения, школьных методических объединений. Оценка эффективности деятельности Учреждения осуществляется на основе сравнения планируемых результатов АООП образования учащихся с умственной 9 отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с результатами, достигнутыми выпускниками начальной школы. Мониторинг реализации АООП образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является одной из процедур внутришкольной системы оценки качества образования. Организация мониторинга за реализацией программы включает в себя: определение критериев и показателей, обеспечивающих осуществление контроля за достижением ожидаемых результатов программы, составление циклограммы или графика мониторинга по годам его реализации. Система показателей мониторинга включает в себя следующие критерии: уровень обученности по отдельным предметам; уровень воспитанности; степень готовности выпускников начальной школы к продолжению образования; уровень социальной адаптации учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); уровень развития интеллектуальной, креативной, эмоционально-волевой, ценностно-мотивационной сфер учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); степень сохранения здоровья; уровень выполнения стандартов образования; качество преподавания и уровень профессионального развития учителей; качество воспитательной работы и уровень профессионального развития педагоговвоспитателей; степень учебно-методического обеспечения образовательной деятельности. 1 0 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)