Положение о структуре, порядке разработки и утверждения адаптированной ООП для учащихся с умственной отсталостью

РАССМОТРЕНО
протокол заседания
Педагогического совета
от 29.08.2019 г. № 1

Утверждено
приказом МКОУ «Нехочская
основная школа» от
02.09.2019 г. № 104
__________ Л.В.Богачева

1

ПОЛОЖЕНИЕ
о структуре, порядке разработки и утверждения адаптированной основной
общеобразовательной программы образования учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
МКОУ «Нехочская основная школа»
1. Общие положения
Настоящее Положение о структуре, порядке разработки и утверждения
адаптированной основной общеобразовательной программы образования учащихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ ООШ № 1
им. М.А.Погодина (далее – Положение) разработано в соответствии с
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от
19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)».
Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения
адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП)
образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Положение
является
локальным
актом,
регулирующим
организацию
образовательной деятельности в МКОУ «Нехочская основная школа» (далее – в
Учреждении).
АООП учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования
учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
АООП обеспечивает решение задач, указанных в пункте 1.12 Стандарта:
 формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их
личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное,
физическое);
 охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
социального и эмоционального благополучия;
 формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения учащихся в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями;
 формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и
следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность,
контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать
результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками);
 создание специальных условий для получения образования в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие
способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта
отношений в сфере образования;
 обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных
форм получения образования учащимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом их образовательных потребностей,
способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных
особенностей;
формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и
специфических образовательных потребностей разных групп учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
АООП самостоятельно разрабатывается в соответствии со Стандартом и с учетом
2

примерной АООП и утверждается Учреждением.
АООП для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой
реабилитации инвалида (далее - ИПР) в части создания специальных условий
получения образования.
АООП реализуется с учетом особых образовательных потребностей групп или
отдельных учащихся
с
умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) на основе специально разработанных учебных планов, в том числе
индивидуальных, которые обеспечивают освоение АООП на основе
индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных
потребностей учащегося.
На основе Стандарта организация может разработать в соответствии со
спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов
АООП с учетом особых образовательных потребностей учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для учащихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с
тяжелыми и множественными нарушениями развития на основе требований
Стандарта и АООП Учреждение разрабатывает специальную индивидуальную
программу развития (далее - СИПР), учитывающую специфические
образовательные потребности учащихся (в соответствии с приложением к
Стандарту, вариант 2).
АООП может быть реализована в разных формах: как совместно с другими
учащимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.
Для обеспечения возможности освоения учащимися АООП может быть применена
сетевая форма ее реализации с использованием ресурсов нескольких организаций, а
также при необходимости с использованием ресурсов и иных организаций.
Нормативный срок освоения АООП учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) определяется ФГОС образования учащихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – Стандартом)
и составляет 9-13 лет.
2.Структура адаптированной основной общеобразовательной программы
образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
2. 1. АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
2. 2. Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта
АООП и составляет не менее 70% и не более 30%, не менее 60% и не более 40% (в
соответствии с приложением к Стандарту).
2. 3. АООП реализуется Учреждением через организацию урочной и внеурочной
деятельности.
2. 4. АООП должна содержать три раздела: целевой, содержательный
и
организационный.
2. 5. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации АООП, а также способы определения достижения этих целей и
результатов.
2. 6. Целевой раздел включает:
 пояснительную записку;
 планируемые результаты освоения учащимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП;
 систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП.

3

2. 7. Содержательный раздел определяет общее содержание образования учащихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и включает следующие
программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов:
 программу формирования базовых учебных действий;
 программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей
области;
 программу духовно-нравственного (нравственного) развития, воспитания учащихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
 программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни;
 программу коррекционной работы (в соответствии с приложением к Стандарту,
вариант 1);
 программу сотрудничества с родителями (в соответствии с приложением к
Стандарту, вариант 2);
 программу внеурочной деятельности.
2. 8. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной
деятельности, а также механизмы реализации АООП.
2. 9. Организационный раздел включает:
 учебный план, включающий предметные и коррекционно-развивающие области,
внеурочную деятельность;
 систему специальных условий реализации АООП в соответствии с требованиями
Стандарта.
3. Содержание адаптированной основной общеобразовательной программы
образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
3. 1. Пояснительная записка раскрывает:
 цели реализации АООП, конкретизированные в соответствии с требованиями
Стандарта к результатам освоения АООП;
 принципы и подходы к формированию АООП;
 общую характеристику АООП;
 психолого-педагогическую характеристику учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
 описание особых образовательных потребностей учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
 описание структуры и общую характеристику СИПР учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в соответствии с приложением к
Стандарту, вариант 2).
3. 2. Планируемые результаты освоения АООП:
 обеспечивают
связь между требованиями Стандарта, образовательной
деятельностью и системой оценки результатов освоения АООП;
 являются основой для разработки АООП;
 являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих
программ учебных предметов, а также для системы оценки качества освоения
учащимися АООП в соответствии с требованиями Стандарта.
3. 3. Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП отражают
требования Стандарта, передают специфику образовательной деятельности (в частности,
специфику целей изучения отдельных учебных предметов и курсов коррекционноразвивающей области), соответствуют возрастным возможностям и особым
образовательным потребностям учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).

4

3. 4. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований
Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной
нагрузки учащихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционноразвивающих областей по классам (годам обучения).
3. 5. АООП может включать как один, так и несколько учебных планов.
3. 6. Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и
внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет Учреждение.
3. 7. Учебный план включает предметные области в зависимости от варианта АООП (в
соответствии с приложением к Стандарту).
3. 8. Количество учебных занятий по предметным областям для учащихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) за 9 учебных лет составляет
не более 8 377 часов, за 12 учебных лет - не более 11 845 часов, за 13 учебных лет - не
более 12 538 часов.
3. 9. Количество учебных занятий для учащихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью; тяжелыми и множественными нарушениями развития за 12
учебных лет составляет не более 13 646 часов, включая коррекционные курсы, за 13
учебных лет - не более 14 636 часов, включая коррекционные курсы.
3. 10. Обязательным элементом структуры учебного плана является "Коррекционноразвивающая область", реализующаяся через содержание коррекционных курсов (в
соответствии с приложением к Стандарту).
3. 11. Количество часов, выделяемых на реализацию коррекционно-развивающей области
учебного плана для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), составляет за 9 учебных лет не более 1 830 часов, за 12 учебных лет - не
более 2 442 часов, за 13 учебных лет - не более 2 640 часов.
3. 12. Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение самостоятельно
определяется Учреждением исходя из особых образовательных потребностей учащихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании рекомендаций
ПМПК и (или) ИПР.
3. 13. В целях обеспечения индивидуальных потребностей учащихся часть учебного
плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:
 учебные занятия, обеспечивающие различные интересы учащихся, в том числе
этнокультурные;
 увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
 введение
учебных
курсов,
обеспечивающих
удовлетворение
особых
образовательных
потребностей
учащихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и (или) физическом развитии;
 введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов (в соответствии с приложением к Стандарту).
3. 14. Программа формирования базовых учебных действий (в соответствии с
приложением к Стандарту).
3. 15. Программы отдельных учебных предметов, курсов обеспечивают достижение
планируемых результатов освоения АООП.
3. 16. Программы отдельных учебных предметов, коррекционных
курсов
разрабатываются на основе:
 требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам)
освоения АООП;
 программы формирования базовых учебных действий.
3. 17. Рабочие программы учебных предметов, коррекционных курсов содержат:
 планируемые результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса;
 содержание учебного предмета, коррекционного курса;
 тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
5

3. 18. Программа духовно-нравственного (нравственного) развития учащихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - Программа)
направлена на обеспечение духовно-нравственного (нравственного) развития (в
соответствии с приложением к Стандарту) учащихся в единстве урочной, внеурочной и
внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе Учреждения, семьи и
других институтов общества.
3. 19. В основу этой Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые
национальные ценности российского общества.
3. 20. Программа обеспечивает:
 создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащемуся
осваивать и на практике использовать полученные знания;
 формирование целостной образовательной среды, включающей урочную,
внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную,
этническую и региональную специфику.
3. 21. Программа духовно-нравственного (нравственного) развития включает цель,
задачи, основные направления работы, перечень планируемых результатов воспитания
(социальных компетенций, моделей поведения школьников с умственной отсталостью),
формы организации работы.
3. 22. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни обеспечивает:
 формирование представлений об основах экологической культуры на примере
экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и
окружающей среды;
 пробуждение в учащихся желания заботиться о своем здоровье (формирование
заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения
правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера
учебной деятельности и общения;
 формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
 формирование установок на использование здорового питания;
 использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их
возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в
занятиях физической культурой и спортом;
 соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
 формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей
(сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие
психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
 формирование потребности учащегося обращаться к врачу по любым вопросам,
связанным с особенностями роста и развития, состоянием здоровья, развитие
готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования
навыков личной гигиены;
 формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших
умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
 становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление
алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ.
3. 23. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни должна содержать цели, задачи, планируемые результаты, основные
направления и перечень организационных форм.
3. 24. Программа коррекционной работы (вариант 1) обеспечивает:
 выявление особых образовательных потребностей детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в их
психическом и физическом развитии;
 осуществление
индивидуально
ориентированной
психолого-медикопедагогической помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными
6

нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);
3. 25. Программа коррекционной работы содержит:
 механизм взаимодействия учителей и других специалистов в области
сопровождения, медицинских работников Учреждения и специалистов других
организаций с целью реализации программы коррекционной работы;
 перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных
коррекционных
мероприятий,
обеспечивающих
удовлетворение
особых
образовательных
потребностей
учащихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
 систему
комплексного
психолого-медико-педагогического
сопровождения
учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в
условиях образовательной деятельности, включающей психолого-медикопедагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных
потребностей, мониторинг динамики развития детей;
 корректировку коррекционных мероприятий.
3. 26. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП:
 закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описание
объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария
оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения
системы оценки;
 позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений учащихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и развития их
жизненной компетенции;
 обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП,
позволяющий оценивать в единстве предметные и личностные результаты его
образования.
3. 27. Программа внеурочной деятельности включает направления развития личности (в
соответствии с приложением к Стандарту).
3. 28. Учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной
деятельности или Программу сотрудничества с семьей учащегося (в соответствии с
Приложением к Стандарту, вариант 2).
3. 29. Система условий реализации АООП в соответствии с требованиями Стандарта
(далее - система условий) разрабатывается на основе соответствующих требований
Стандарта и обеспечивает достижение планируемых (возможных) результатов освоения
АООП.
3. 30. Система условий учитывает особенности Учреждения, а также его взаимодействие
с социальными партнерами.
3. 31. Система условий содержит:
 описание имеющихся условий: кадровых, финансовых, материально-технических
(включая учебно-методическое и информационное обеспечение);
 контроль за состоянием системы условий.
3. 32. Разработанная организацией АООП обеспечивает достижение учащимися
результатов освоения АООП в соответствии с требованиями, установленными
Стандартом.
3. 33. Реализация АООП осуществляется Учреждением. При отсутствии возможности
для реализации внеурочной деятельности организация в рамках соответствующих
государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует
возможности организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта
3. 34. В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их
оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе
организаций и организаций дополнительного образования.
3. 35. В целях обеспечения индивидуальных потребностей учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в АООП предусматриваются:
7

 учебные курсы, обеспечивающие различные интересы учащихся, в том числе
этнокультурные;
 внеурочная деятельность.
3. 36. АООП учитывает тип Учреждения, а также образовательные потребности и
запросы учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3. 37. Определение варианта АООП осуществляется на основе рекомендаций ПМПК,
сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического
обследования, в случае наличия у учащегося инвалидности с учетом ИПР и мнения
родителей (законных представителей).
3. 38. В процессе освоения АООП сохраняется возможность перехода учащегося с одного
варианта АООП на другой. Основанием для этого является заключение ПМПК. Перевод
учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с одного
варианта программы на другой осуществляется Учреждением на основании комплексной
оценки результатов освоения АООП по рекомендации ПМПК и с учетом мнения
родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
4. Порядок разработки и утверждения адаптированной основной
общеобразовательной программы образования учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
4. 1. АООП образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
разрабатывается,
утверждается
и
реализуется
Учреждением
самостоятельно.
4. 2. АООП образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разрабатывается на основе примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и настоящего Положения.
4. 3. Администрация Учреждения:
 организует изучение запроса различных категорий потребителей качества
предоставляемых образовательных услуг;
 формирует и утверждает приказом рабочую группу по разработке проекта АООП
образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
 устанавливает приказом сроки подготовки АООП образования учащихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
4. 4. Разработка проекта АООП образования учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) осуществляется рабочей группой. Персональный
состав и сроки работы группы утверждаются приказом директора Учреждения.
4. 5. Рабочая группа составляет проект АООП образования учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом:
 согласованности программ отдельных учебных предметов, курсов внеурочной
деятельности с системой планируемых результатов освоения учащимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП;
 согласованности программ отдельных учебных предметов, курсов внеурочной
деятельности с программой формирования базовых учебных действий, системой
оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования
учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
 определяет пути совершенствования педагогического мастерства педагогов с
целью достижения планируемых результатов.
4. 6. Разработанный проект АООП образования учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) выносится на рассмотрение методическим советом.
4. 7. Методический совет рассматривает проект АООП образования учащихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет:
8

 согласованности программ отдельных учебных предметов, курсов внеурочной
деятельности с системой планируемых результатов освоения учащимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП;
 согласованности программ отдельных учебных предметов, курсов внеурочной
деятельности с программой формирования базовых учебных действий, системой
оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования
учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
4. 8. Разработанный проект АООП образования учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) выносится на рассмотрение педагогическим советом.
4. 9. Педагогический совет рассматривает проект АООП образования учащихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет:
 соответствия разделов программы требованиям федерального государственного
образовательного стандарта (государственного образовательного стандарта – до
завершения реализации) образования учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
 соответствия части программы, формируемой участниками образовательных
отношений, требованиям социального заказа на образование;
 готовности педагогического коллектива к реализации программы.
4. 10. Обсуждение проекта АООП образования учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) фиксируется в протоколе заседания педагогического
совета. Принимаемое советом решение носит рекомендательный характер с пометкой о
принятии, доработке либо отклонении проекта АООП образования учащихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
4. 11. Принятая АООП образования учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вводится в действие после утверждения приказом
директора Учреждения.
5. Порядок внесения изменений и дополнений в адаптированную основную
общеобразовательную программу начального общего образования учащихся с
ограниченными возможностями здоровья
Учреждение может вносить изменения и дополнения в АООП образования
учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Коррективы в АООП образования учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вносятся с учетом результатов мониторинга
реализации АООП
образования учащихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), изменений в законодательстве,
новых нормативных актов и документов.
Внесенные изменения и дополнения в образовательной программе проходят
процедуру рассмотрения на педагогическом совете Учреждения и утверждения
приказом директора Учреждения с учетом мнения педагогического совета.
6. Оценка эффективности реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы образования учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Оценка эффективности деятельности Учреждения осуществляется на основе
оценок достижения планируемых результатов освоения АООП образования
учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Результаты и эффективность образовательной программы обсуждаются на
педагогических советах, заседаниях органа самоуправления Учреждения,
школьных методических объединений.
Оценка эффективности деятельности Учреждения осуществляется на основе
сравнения планируемых результатов АООП образования учащихся с умственной
9

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с результатами, достигнутыми
выпускниками начальной школы.
Мониторинг реализации АООП образования учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) является одной из процедур внутришкольной
системы оценки качества образования. Организация мониторинга за реализацией
программы включает в себя: определение критериев и показателей,
обеспечивающих осуществление контроля за достижением ожидаемых результатов
программы, составление циклограммы или графика мониторинга по годам его
реализации. Система показателей мониторинга включает в себя следующие
критерии:
 уровень обученности по отдельным предметам;
 уровень воспитанности;
 степень готовности выпускников начальной школы к продолжению образования;
 уровень социальной адаптации
учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
 уровень развития интеллектуальной, креативной, эмоционально-волевой,
ценностно-мотивационной
сфер
учащихся
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
 степень сохранения здоровья;
 уровень выполнения стандартов образования;
 качество преподавания и уровень профессионального развития учителей;
 качество воспитательной работы и уровень профессионального развития педагоговвоспитателей;
 степень учебно-методического обеспечения образовательной деятельности.

1
0
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».