Рабочая программа модуля по русскому языку 8 класс Основы текстологии

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Нехочская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании педсовета
протокол № __
от «

»_____________2024 г.

Утверждено:
Директор МКОУ «Нехочская ООШ»
Богачёва Л. В. ________
от «
»_____________2024г.

Рабочая программа
модуля по русскому языку
«Основы текстологии»
8 класс
(34 часа)
Составитель:
учитель русского языка
и литературы
Евсикова
Татьяна Алексеевна

2024 – 2025 уч. год

Раздел 1. Пояснительная записка
Программа курса «Основы текстологии» рассчитана на учащихся восьмого класса. На изучение данного курса
отводится 34 часа. Курс состоит из 34 занятий, которые помогут учащимся усвоить, что текст представляет собой
систему, функционирующую по законам языка.
Программа курса «Основы текстологии» отражает обязательные для усвоения учащимися в основной школе знания
о тексте как основной коммуникативной единице языка. Текстология – это наука о тексте, его особенностях. Курс
предлагает учащимся изучить основные понятия текста и применить полученные знания на практике.
Цель программы - дать понятие о тексте как целостной системе, в которой все элементы взаимосвязаны.
Задачи:
- сформировать умения учащихся членить текст на составляющие части, определять их границы, связи;
- определять тему и главную мысль текста;
- подбирать заголовок к тексту;
- определять стилистическую принадлежность текста;
- сжато излагать содержание текста;
- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи;
способствовать усвоению норм литературного языка, формированию умений и навыков грамотного и свободного
владения устной и письменной речью во всех видах речевой деятельности;
- формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия
ситуации общения;
- формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
Программа способствует обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Изучение модуля «Основы текстологии» поможет школьникам в подготовке к написанию
экзаменационного изложения.

Раздел 2. Требования к результатам обучения
По окончании курса учащиеся должны знать и понимать определения основных изученных языковых
явлений и речеведческих понятий.
Уметь:
- в речевой деятельности при аудировании:
· дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию
из прослушанного текста;
· фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного или сжатого
пересказа;
· определять принадлежность прослушанного текста к типу и стилю речи;
· задавать вопросы по прослушанному тексту и отвечать на вопросы по содержанию текста.
- в речевой деятельности при чтении:
· прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия;
· используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании текста по ключевым словам.
- в речевой деятельности при говорении:
· пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
· создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текстарассуждения, текста-доказательства, текста-описания.
-при письме:
· пересказывать фрагмент прослушанного текста, в том числе используя различные приемы компрессии
текста;
· пересказывать прочитанные публицистические или художественные тексты, сохраняя структуру и
языковые особенности исходного текста.

Раздел 3. Учебно-тематический план
Количество часов

№
п/п

Тема

Теория

Практика

1

Текст. Основные признаки текста. Типы
текста

3

1

2

Стилистика текста

8

1

3
4

Тема текста
Главная мысль (идея) текста
Заголовок текста как выражение его темы и
идеи
Сложное синтаксическое целое (микротема
текста). Композиционно-смысловая
структура микротемы. Абзац и микротема
План текста (назывной, вопросный,
тезисный)
Сжатое изложение. Приемы сжатия текста
Итого
Всего

1
1
1

1
-

6

2

1

1

3

1

24
34

7

5
6
7
8

Итоговый
контроль

Контрольное
изложение

1

2

Раздел 4. Содержание программы
1. Текст - основная коммуникативная единица языка. Основные признаки текста: смысловая законченность,
членимость, стилистическое единство. Типы текста: повествование, описание, рассуждение.
2. Стилистика текста. Стилевые черты функциональных стилей: (нормативность, логичность, точность, образность).
Научный стиль (абстрактность и логичность изложения).
Официально-деловой стиль (стилевая окраска долженствования, точность, безличность).
Публицистический стиль (информативность, функция воздействия, экспрессивность).
Художественный стиль (информативность, образность, экспрессивность).
Художественные тропы. Стилистические фигуры.
Разговорный стиль (неофициальность и непринужденность общения, неподготовленность речи)
3. Тема текста.
4. Главная мысль (идея) текста.
5. Заголовок текста как выражение его темы и идеи.
6. Членимость текста: сложное синтаксическое целое (микротема).
Композиционно - смысловая структура микротемы (зачин, основная часть, концовка). Абзац и микротема.
Средства связи в микротеме: лексические средства связи (лексический повтор, однокоренные слова, синонимы,
антонимы, описательные обороты), грамматические средства связи (личные местоимения, указательные местоимения
(такой, тот, этот), местоимённые наречия (там, так, тогда и др.), союзы (преимущественно сочинительные), частицы,
вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.), единство видовременных форм глаголов использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или
последовательность ситуаций, неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста,
синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
Способы связи микротем. Цепная и параллельная связь предложений в ССЦ и тексте.
7. План текста (назывной, вопросный, тезисный).
8. Основные приемы сжатия текста (исключение, обобщение или объединение, замена).

Раздел 5. Календарно-тематическое планирование
№

Тема занятия

Дата
план.

1.

Текст – основная коммуникативная единица
языка

2.

Типы текста

3.

Особенности текстов различных типов

4.

Практическая работа по теме «Определение
типа речи в тексте»

5.

Стилистика текста. Понятие о стиле

6.

Разговорный стиль. Исследование текста
разговорного стиля

Основные виды деятельности учащихся

факт.
Повторить и расширить знания о тексте.
Знать основные признаки текста
(членимость, смысловая цельность,
формальная связанность, относительная
законченность высказывания). Уметь
отличать текст от предложения и от
простого набора предложений, не связанных
по смыслу и формально. Иметь
представление о системности отношений
внутри текста
Повторить сведения о типах текста. Знать
основные признаки понятия каждого типа
речи (описание, повествование,
рассуждение)
Знать особенности текстов разных типов.
Проводить типологический анализ текста, в
котором соединяются разные типы речи.
Определять ведущий тип речи и типовые
фрагменты
Распознавать типы речи и обосновывать
свой ответ. Строить устный монологический
ответ в форме рассуждения
Расширить представление о стилистической
системе языка. Иметь представление о стиле
как основной единице стилистики
Знать характеристику разговорного стиля
речи: речевая ситуация, стилевые черты,

7.

Научный стиль. Исследование текста
научного стиля

8.

Официально-деловой стиль речи

9.

Языковые особенности официально-делового
стиля

10. Практикум по составлению деловых бумаг
11. Публицистический стиль речи

12. Языковые особенности публицистического
стиля

13. Стиль художественной литературы.
Стилистические фигуры

специфические языковые средства.
Проводить стилистический анализ текстов
разговорного стиля речи, выделяя в них
языковые средства, способные передать
непринужденность и эмоциональность речи
Знать характеристику научного стиля речи:
речевая ситуация, стилевые черты,
специфические языковые средства. Уметь
анализировать текст научного стиля с точки
зрения его языковых особенностей
Знать характеристику официально-делового
стиля речи: речевая ситуация, стилевые
черты, специфические языковые средства.
Определять деловой стиль на основе
речевой ситуации, вычитанной из текста
Анализировать тексты делового стиля,
находить в них характерные языковые
средства
Создавать тексты делового стиля: заявление,
автобиография, характеристика
Знать характеристику публицистического
стиля речи: речевая ситуация, стилевые
черты, специфические языковые средства.
Отличать тексты публицистического стиля
от текстов других стилей речи
Распознавать высказывания
публицистического стиля при восприятии
устной речи (по радио, телевидению) и
письменной (чтение газеты). Анализировать
тексты публицистического стиля, находить
в них характерные языковые средства
Сопоставлять понятия «художественный
стиль речи» и «язык художественной

14. Тема текста

15. Идея текста

16. Заголовок текста

17. Практическая работа по теме «Определение
темы, идеи, авторской позиции в тексте»
18. Членимость текста: сложное синтаксическое
целое
19. Композиционно-смысловая структура ССЦ
20. Абзац и ССЦ

литературы». Иметь представление о
функции языковых вкраплений различных
стилей речи в художественном
произведении. Проводить языковой анализ
текста. Уметь находить лексические и
синтаксические средства выразительности в
художественном стиле
Анализировать и характеризовать текст с
точки зрения определения темы при чтении
и слушании. Различать при сравнивании
узкие и широкие темы. Определять тему
текста через его микротемы, обобщать
микротемы текста в единую систему
Иметь представление об основной мысли
текста, различать тему и идею текста. Уметь
формулировать основную мысль текста,
обычно передающую отношение автора к
предмету речи
Уметь подбирать четкий и выразительный
заголовок к тексту, отражая в нем тему или
основную мысль высказывания. Уметь
выражать свое отношение к предмету речи
Определять тему и идею текста, подбирать
заголовок к тексту. Определять отношение
автора к предмету речи
Знать понятие сложного синтаксического
целого. Уметь видеть роль ССЦ как
неотъемлемого элемента системы текста
Знать и находить в тексте композиционносмысловую структуру ССЦ: зачин (начало),
развитие мысли, конец (концовку)
Иметь представление о микротеме как части
большой темы и об абзаце как части текста,

21. Средства связи в микротеме

22. Практическая работа по теме «Определение
средств связи в тексте»
23. Выделение микротем текста
24. Деление текста на микротемы

в которой раскрывается микротема.
Выделять в сплошном тексте абзацы, а в
письменной речи обозначать их красной
строкой. Рассмотреть типовые случаи
взаимосвязи абзаца и ССЦ
Систематизировать знания о средствах связи
в тексте: лексические средства связи
(лексический повтор, однокоренные слова,
синонимы, антонимы, описательные
обороты), грамматические средства связи
(личные местоимения, указательные
местоимения (такой, тот, этот),
местоимённые наречия (там, так, тогда и
др.), союзы (преимущественно
сочинительные), частицы, вводные слова и
конструкции (одним словом, итак, вопервых и др.), единство видовременных
форм глаголов - использование одинаковых
форм грамматического времени, которые
указывают на одновременность или
последовательность ситуаций, неполные
предложения и эллипсис, отсылающие к
предшествующим элементам текста,
синтаксический параллелизм – одинаковое
построение нескольких рядом
расположенных предложений.
Закрепить умение определять средства связи
в тексте
Уметь определять тему, идею, авторскую
позицию в тексте, микротемы текста
Закрепить умение делить текст на
микротемы

25. Совершенствование навыка нахождения
ключевых предложений в микротемах
26. План текста. Виды плана: назывной,
вопросный, тезисный
27. Практическая работа по теме «Составление
плана текста»
28. Сжатое изложение. Содержательная и
языковая обработка прослушанного текста.
Критерии оценивания сжатого изложения
29. Приемы сжатия текста: исключение,
обобщение или объединение, замена
30. Использование разных приемов для сжатия
микротем текста
31. Совершенствование навыка сжатия микротем
текста
32. Контрольное изложение (проверка ЗУН
учащихся при написании сжатого изложения)

33. Работа над ошибками (корректировка ЗУН
учащихся при написании сжатого изложения)

34. Зачет по курсу «Основы текстологии»

Совершенствовать навыки по нахождению
ключевых предложений в микротемах
Иметь представление о видах плана. Уметь
составлять и анализировать план текста:
фиксировать порядок следования микротем,
подбирать заголовки к абзацам
Закрепить умение составлять план текста с
опорой на материал о микротеме
Иметь представление об особенностях
сжатого изложения. Знать критерии
оценивания сжатого изложения
Знать приемы сжатия текста
Уметь применять на практике приемы
сжатия текста
Совершенствовать навыки по нахождению
ключевых предложений в микротемах,
сжатию микротем текста, связи
предложений в тексте
Знать критерии проверки сжатого
изложения и уметь им следовать:
совершенствовать навыки написания
сжатого изложения, соблюдая нормы
русского языка
Понимать характер допущенных ошибок
при написании сжатого изложения: уметь
соотнести полученную оценку за сжатое
изложение с требованиями в критериях
ОГЭ
Знать признаки текста, уметь составлять
план, определять стили и типы речи, сжато
излагать содержание текста

Учебно-методическая литература
1. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М.: Просвещение, 1977.
2. Никулина М. Ю. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 8 класс. -М.: Издательство
«Экзамен», 2019.
3. Компакт-диск «Репетитор. Русский язык».
4. Компакт-диск «Русский язык. Энциклопедия».
5. Пахнова Т. М. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9
класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2018.
6. Цыбулько И. П. ОГЭ 2015. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. – М.: Издательство
«Национальное образование», 2019.
7. Драбкина С. В., Субботин Д. И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме. Русский
язык. 2013. –Издательство: Интеллект-Центр, 2013 г.
8. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».