Положение о безотметочной системе обучения учащихся первых классов

РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
Педагогического совета
от 29.08.2019 № 1

Утверждено приказом
МКОУ «Нехочская
основная школа»
от 02.09.2019 № 104
___________Л.В.Богачева

ПОЛОЖЕНИЕ
о безотметочной системе обучения учащихся первых классов
МКОУ «Нехочская основная школа»
1. Общие положения
Настоящее положение (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом
от 29 декабря 2012 г. № 273-03 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным
государственным стандартом начального общего образования, Уставом МКОУ «Нехочская
основная школа»
Настоящее Положение принимается Педагогическим советом Учреждения и утверждается
директором Учреждения.
Настоящее
Положение является локальным нормативным правовым актом,
регламентирующим деятельность Учреждения.
Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в составе новой редакции педагогическим советом Учреждения и
утверждаются директором учреждения. После принятия новой редакции Положения предыдущая
редакция утрачивает силу.
Целью данного Положения является определение принципов, оптимальных форм и способов
контроля и оценки результатов обучения и развития учащихся первых классов.
Для оценки знаний учащихся в 1-х классах Учреждения используется качественная оценка
успешности освоения основной общеобразовательной программы (отсутствие балльного
оценивания знаний учащихся), обучение является безотметочным.
Основными принципами безотметочного обучения в школе являются:
а) дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий;
б) контроль и оценивание строятся на критериальной основе;
в) самоконтроль и самооценка учащегося предшествуют контролю и оценке сверстников и
учителя.
К главным критериям самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие:
-усвоение предметных планируемых результатов, их соответствие требованиям федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- сформированность общеучебных умений деятельности младшего школьника (умения
наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли,
творчески решать учебную задачу);
- развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания;
- сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания.
Функцией самооценки и самоконтроля является определение учеником границы своего знаниянезнания, выявление своих возможностей на разных этапах обучения.
Функцией контроля и оценки является определение педагогом уровня обученности и личностного
развития учащихся.
2. Содержание и организация безотметочной системы контроля и оценки предметных знаний,
умений и навыков
Безотметочный контроль и оценка предметных результатов учащихся предусматривают
выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета учеником и не подразумевают
сравнения его с другими детьми.
Видами контроля результатов обучения в 1-х классах, являются:
- текущий контроль;
- тематический контроль;
- итоговый контроль.

В первых классах устанавливаются следующие формы контроля за развитием предметных знаний
и умений учащихся:
а) устный опрос;
б) письменный опрос:
- самостоятельные проверочные работы, специально формирующие самоконтроль и самооценку
учащихся после освоения ими определённых тем;
- самостоятельные работы, демонстрирующие умения учащихся применять усвоенные по
определённой теме знания на практике;
в) тестовые диагностические задания;
г) графические работы: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и т.д.;
д) административные контрольные работы, проверяющие усвоение учащимися совокупности
тем, разделов программы, курса обучения на конец учебного года.
Возможна фиксация результатов выполнения работ в рабочем журнале учителя, в портфолио
учащегося.
3. Механизм определения уровня обученности и развития учащихся
Для формирования действий самоконтроля и самооценки особое внимание уделяется развитию
рефлексивных умений и навыков учащихся.
При определении уровня развития умений и навыков по литературному чтению необходимо,
прежде всего, учитывать: понимание прочитанного текста, а так же способ чтения, правильность,
беглость, выразительность, владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.
Высокому уровню развития навыка чтения в 1-ом классе соответствуют плавный слоговой способ
чтения без ошибок, понимание значения отдельных слов и предложений, умение выделить
главную мысль прочитанного и найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.
Среднему уровню развития навыка чтения в 1-ом классе соответствует слоговой способ чтения,
если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок. Учащийся не может понять отдельные слова при
общем понимании прочитанного, умеет выделить главную мысль, но не может найти в тексте
слова и выражения, подтверждающие эту мысль.
Низкому уровню развития навыка чтения в 1-ом классе соответствуют чтение по слогам без
смысловых пауз и чёткости произношения, непонимание общего смысла прочитанного текста,
неправильные ответы на вопросы по содержанию.
При выявлении уровня развития умений и навыков по русскому языку необходимо учитывать
развитие каллиграфического навыка, знаний, умений и навыков по орфографии,
сформированность устной речи.
Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией.
Допускается 1-2 негрубых недочёта.
Среднему уровню развития навыка соответствует письмо, если имеется 2-3 существенных
недочёта (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, словами, несоблюдение
пропорций букв по высоте и ширине и др.) и 1-2 негрубых недочёта.
Низкому уровню развития каллиграфического навыка соответствует письмо, которое в целом не
соответствует многим из перечисленных выше требований, небрежное, неразборчивое, с
помарками.
К числу негрубых недочётов относятся: а)
частичные искажения формы букв;
б) несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных и строчных букв;
в) наличие нерациональных соединений, искажающих форму букв;
г) выход за линию рабочей строки, недописывание до неё;
е) отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами.
Высокому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо без
ошибок как по текущему, так и по предыдущему материалу.
Среднему уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, при
котором число ошибок не превышает 5 и работы не содержат более 5—7 недочетов.
Низкому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, в
котором число ошибок и недочётов превышает указанное количество.
Критериями оценки сформированпости устной речи являются: а)
полнота и правильность ответа;

б) степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
в) последовательность изложения;
г) культура речи.
Высокому уровню развития устной речи соответствуют полные, правильные связанные,
последовательные ответы ученика без недочётов или допускается не более одной неточности в
речи.
Среднему уровню развития устной речи соответствуют ответы, близкие к требованиям,
удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в речевом
оформлении ответов.
Низкому уровню развития устной речи соответствуют ответы, если ученик в целом обнаруживает
понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется
самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и
анализе слов и предложений, которые исправляет только при помощи учителя, излагает материал
несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и
построении словосочетаний и предложений.
При определении уровня развития умений и навыков по математике необходимо учитывать
развитие устных и письменных вычислительных навыков, сформированность умения решать
простые задачи, ориентироваться в простейших геометрических понятиях.
Высокому уровню развития устных вычислительных навыков соответствует осознанное усвоение
изученного учебного материала и умение самостоятельно им пользоваться, производить
вычисления правильно и достаточно быстро.
Среднему уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в которых
ученик допускает отдельные неточности в формулировках, не всегда использует рациональные
приёмы вычислений.
Низкому уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в которых
ученик обнаруживает незнание большей части программного материала.
Высокому уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы,
выполненные безошибочно.
Среднему уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, в
которых допущено не более 3 грубых ошибок.
Высокому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в
которых ученик может самостоятельно и безошибочно решить задачу (составить план, решить,
объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи).
Среднему уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в
которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, допускает ошибки в
вычислениях и решениях задач, но исправляет их сам или с помощью учителя. При этом в
работах не должно быть более одной грубой и 3-4 негрубых ошибок.
Низкому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в
которых ученик не справляется с решением задач и вычислениями в них даже с помощью
учителя. Допускает 2 и более грубые ошибки.
Высокому уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях
соответствуют умения называть геометрические фигуры и их существенные признаки (кривая и
прямая линии, луч, отрезок, ломанная, угол, треугольник, многоугольник, прямоугольник,
квадрат), распознавать геометрические фигуры, чертить их, используя линейку, угольник,
циркуль.
Среднему уровню умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения
называть и распознавать геометрические фигуры, но при этом ученик допускает неточности в
определении существенных признаков фигур.
Низким уровнем умения ориентироваться в геометрических понятиях определяются знания и
умения, несоответствующие указанным требованиям.
Определение уровня развития умений и навыков по ознакомлению с окружающим миром
производится в соответствии с требованием программ на основе анализа результатов бесед,
наблюдений, практических работ и дидактических игр.
Высокому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, представляющие
собой правильные, логически законченные рассказы с опорой на свои непосредственные
наблюдения явлений в окружающем природном и социальном мире. Ученик

способен установить и раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на
практике.
Среднему уровню умений и навыков по этому предмету соответствуют ответы, построенные как
правильные, логически законченные рассказы, но ученик допускает отдельные неточности в
изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи явлений, испытывает
трудности в применении своих знаний на практике.
Низкому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, в которых ученик
обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением
практических работ даже с помощью учителя.
При определении уровня развития универсальных учебных действий необходимо учитывать
умения учащихся работать с книгой, планировать свою работу, наблюдать, обобщать, сравнивать,
обосновать оценку, делать самооценочные суждения, др.
Высокому уровню развития умения работать с книгой соответствует способность ученика
самостоятельно ориентироваться в какой-либо детской книге из доступного круга чтения, легко
вычленять на обложке и прочитывать название книги, определять тему (о чём расскажет книга),
сопоставляя три внешних показателя ее содержания (фамилию автора, заглавие, иллюстрации на
обложке и в тексте).
Среднему уровню развития умения работать с книгой соответствует умение самостоятельно
ориентироваться в какой-либо детской книге, вычленять на обложке и прочитывать название
книги (фамилию автора и заглавие), определять тему, сопоставляя не менее двух основных
внешних показателей её содержания (фамилию автора или заглавие и иллюстрации на обложке и
в тексте).
Низкому уровню развития умения работать с книгой соответствует такая деятельность ученика,
при которой он обращается к книге только после напоминания учителя, самостоятельно
ориентируется только в книге с типовым оформлением, вычленяет и прочитывает название с
помощью учителя, определяет тему (о чем расскажет книга), принимая во внимание главным
образом иллюстрации на обложке и в тексте).
Умение обучающихся планировать свою работу определяется учителем на основе наблюдений за
деятельностью детей на различных уроках.
Высокому уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, самостоятельно и
последовательно составить алгоритм действий, выбрать рациональные приёмы и способы работы.
Среднему уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, с помощью учителя
составить алгоритм действий и выбрать рациональные приёмы и способы работы.
Низким уровнем определяется непонимание учеником учебной задачи — составление
последовательного алгоритма действий только при непосредственном участии учителя,
существенные затруднения при выборе рациональных приемов и способов работы, даже при
помощи учителя.
Определение уровня развития познавательных мотивов и активности учащихся производится по
результатам наблюдения учителя за деятельностью учащихся в урочной и неурочной
деятельности и при помощи диагностических методик.
При высоком уровне развития общественной активности ученик принимает активное участие в
деятельности классного коллектива, во время бесед с интересом обсуждает вопросы, правильно
оценивает ситуации, аргументирует свою точку зрения, умеет организовать ребят, повести за
собой.
При среднем уровне развития общественной активности ученик принимает участие в
деятельности классного коллектива, следуя за другими ребятами участвует в обсуждении
различных вопросов и событий, но испытывает затруднения в аргументации своей точки зрения.
При низком уровне общественной активности ученик малоактивен в делах классного коллектива,
предпочитает позицию зрителя, иногда увлекается порученным делом, но быстро охладевает к
нему. При оценке событий не умеет аргументировать свою точку зрения или неверно их
оценивает.
При высоком уровне сформированности отношения к учению проявляется повышенный интерес
обучающегося к знаниям, он понимает необходимость хорошо учиться как долг, всегда
добросовестен в учении.
При среднем уровне сформированности отношения к учению проявляется интерес

ребёнка к знаниям, он понимает необходимость хорошо учиться, добросовестен в учении, но
иногда бывают срывы.
3.12.2. При низком уровне сформированности отношения к учению не проявляется интерес к
знаниям или этот интерес ситуативен, учащийся добросовестен только по отношению к
предметам, к которым проявляет интерес, учится по принуждению, не проявляет старания.
Высоким уровнем определяется ответственное отношение ребёнка к любым трудовым
поручениям, он любит участвовать в трудовых делах, проявляет инициативу.
Средним уровнем определяется, как правило, ответственное отношение учащегося к трудовым
поручениям, но в отдельных случаях он может не выполнить порученное, любит участвовать в
трудовых делах, но включается в них только по инициативе других.
Низким уровнем определяется отношение к трудовым поручениям тогда, когда осуществляется
постоянный контроль со стороны учителя, включение в трудовую деятельность происходит лишь
по необходимости, ученик редко доводит дело до конца, часто уклоняется от участия в трудовых
делах.
Высокий уровень сформированности отношения к людям характеризуется следованием
нравственным нормам в любых ситуациях, проявлением постоянной готовности помочь
товарищам, взрослым и младшим.
Средний уровень сформированности отношения к людям характеризуется следованием
нравственным нормам, но в сложных конфликтных ситуациях ученик нередко теряется,
проявляет готовность помочь товарищам, взрослым, но делает это без энтузиазма.
Низкий уровень сформированности отношения к людям характерен для такого поведения, когда
ученик затрудняется принять правильное решение в жизненных ситуациях, поступает часто
интуитивно, сам не ищет места приложения сил, иногда поступает вопреки нравственным
нормам, если помогает, то исполняет это как повинность.
4. Взаимодействие с родителями в условиях безотметочного обучении
На родительских собраниях учителя знакомят родителей учащихся с особенностями оценивания в
1-х классах школы.
Для информирования родителей о результатах обучения и развития учащихся в конце каждого
триместра учитель проводит родительские собрания и индивидуальные консультации.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».