РАССМОТРЕНО Протокол заседания Педагогического совета от 29.08.2018 № 1 Утверждено приказом МКОУ «Нехочская основная школа» от 02.09.2019 № 104 ____________Л.В.Богачева ПОЛОЖЕНИЕ о портфолио индивидуальных образовательных достижений учащихся 5-9 классов МКОУ «Нехочская основная школа» 1. Общие положения Настоящее Положение разработано в целях индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения учащихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации. Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся общеобразовательной организации по различным направлениям с помощью составления комплексного Портфолио. «Портфель личных достижений» (далее - портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в школе. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся. Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников основной школы по итогам обучения соответствующего уровня образования: - портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях учащегося в различных видах деятельности (учебно-познавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.); для повышения образовательной и общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей, возможностей, личностных качеств; для определения дальнейшего профиля обучения. 2. Цели и задачи портфолио Основные цели внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга учащегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика. Основными задачами применения портфолио являются: - повышение качества образования в школе; - поддержание и поощрение высокой учебной мотивации учащегося, его активности и самостоятельности; - систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную; - развитие навыков оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки; - формирование у учащегося умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; - создание ситуации успеха для каждого ученика; - содействие дальнейшей успешной социализации учащегося. 3. Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители (законные представители), классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация школы. Обязанности учащегося Аккуратное, самостоятельное и систематическое оформление портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Включение в накопительную папку дополнительных разделов, материалов, элементов оформления, отражающих индивидуальность школьника. Обязанности родителей (законных представителей) Оказание помощи в оформлении портфолио и осуществление контроля за пополнением портфолио. Обязанности классного руководителя Консультирование учащихся, в основе которого – сотрудничество, обучение основам ведения портфолио, организация воспитательной работы с учащимися, направленной на их личностное самоопределение. Осуществление посреднической деятельности между учащимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования. Оформление итоговых документов на основании сертифицированных материалов, представленных в портфолио. Классный руководитель несёт ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе. Обязанности учителей-предметников Организация и проведение мероприятий по предмету или образовательной области, результаты которых могут быть представлены в портфолио. В случае необходимости проведение экспертизы представленных работ по предмету и написание рецензий, отзывов на учебные работы. Обязанности администрации Учреждения Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу и осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе Учреждения и несёт ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио. Директор Учреждения разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио, а также распределяет обязанности участников образовательных отношений по данному направлению деятельности. Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы Учреждения. 4. Структура портфолио Структура портфолио ученика основной школы может включать следующие разделы: - титульный лист; - сведения об учащемся (фамилия, имя, место учебы, образовательная организация); - оглавление (с наименованиями материалов и номерами страниц); - содержание портфолио; - портфолио документов; - портфолио работ; - портфолио отзывов. Содержание разделов портфолио. Портфолио документов включает в себя дипломы, грамоты, свидетельства, сертификаты и другие документы, подтверждающие достижения учащегося по направлениям (образование, творчество, спорт, проектная работа и пр.) и уровням (школьный, муниципальный, областной, межрегиональный, всероссийский, международный), результаты ГТО. Также могут быть включены свидетельства об окончании образовательных организаций дополнительного образования и документы об участии в конкурсах на получение грантов и т.п. Портфолио работ включает в себя сборник творческих, исследовательских и проектных работ автора портфолио (исследования, проекты, собственные модели, музыкальные и художественные произведения собственного сочинения, фотографии, компьютерные программы); отчёты об участии в социальных проектах. Портфолио отзывов включает в себя письменные рецензии и отзывы на работы автора портфолио (педагогов или научных руководителей проектов), рекомендательные письма, результаты исследования педагога-психолога и другие «внешние документы», подтверждающие значимость содержания портфолио работ. В портфолио могут быть включены результаты самооценки учащегося: резюме, эссе, самоотчет и т.п. Учащийся имеет право включать в любой из разделов портфолио дополнительные материалы и элементы оформления, отражающие его индивидуальность. Материалы портфолио должны иметь эстетический вид. Портфолио может создаваться в бумажном и (или) электронном виде. Подведение итогов работы. Анализ работы над портфолио и рейтинговая оценка проводится классным руководителем. Результаты представляются в учебную часть по запросу. 5. Рекомендации по формированию портфолио и порядку его использования Следует тщательно подходить к отбору документов и материалов для формирования портфолио. Предпочтение отдается тем документам и материалам, которые направлены на развитие и удовлетворение реальных интересов и потребностей учащегося. При переходе на другой уровень образования обучающимся следует пересматривать накопленные материалы, оставляя наиболее значимые для дальнейшей учебной деятельности. В Учреждении портфолио может использоваться как: форма накопительной самооценки учащегося за определенный период; форма фиксации достижений учащегося в ситуации сетевой организации предпрофильной подготовки; элемент подсчета образовательного рейтинга учащихся 9 классов при комплектовании профильных 10 классов. Кроме того, в Учреждении могут быть организованы конкурсы портфолио; личные презентации и самоотчёты учащихся и другие мероприятия в рамках воспитательной работы. Портфолио может быть использовано как источник дополнительной информации об учащемся на собеседовании при поступлении в профильные классы. Образовательное организация или иная организация, куда направляется портфолио, анализируют представленные материалы, знакомят с критериями оценивания и осуществляют конкурсный набор по результатам рассмотрения портфолио. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)