РАССМОТРЕНО Протокол заседания Педагогического совета от 29.08.2019 № 1 Утверждено приказом МКОУ «Нехочская основная школа» от 02.09.2019 № 104 __________Л.В.Богачева ПОЛОЖЕНИЕ о портфолио учащегося начальной школы МКОУ «Нехочская основная школа» 1. Общие положения Положение о портфолио учащегося начальной школы МКОУ «Нехочская основная школа»(далее – Положение) разработано на основании Примерного положения о портфолио учащегося общеобразовательной организации, утвержденного приказом Министерства образования и науки Мурманской области от 08.05.2015 г. № 925. Настоящее Положение разработано в целях индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного самоопределения учащихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации. Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся 1-4 классов МКОУ «Нехочская основная школа» (далее – Учреждение) по различным направлениям с помощью составления комплексного портфолио. Портфолио ученика – это индивидуальная папка учащегося, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в школе. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки. В начальной школе важной задачей портфолио ученика является привитие учащимся первичных навыков самооценки, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с учителем и самими учащимися. Портфолио служит для сбора информации о динамике продвижения учащегося в учебной деятельности и позволяет реально оценить готовность ребенка к обучению в основной школе. 2. Цели и задачи портфолио Основные цели внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга учащегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика. Основными задачами применения портфолио являются: - повышение качества образования в Учреждении; - поддержание и поощрение высокой учебной мотивации учащегося, его активности и самостоятельности; - систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную; - развитие навыков оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки; - формирование у учащегося умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; - создание ситуации успеха для каждого ученика; 2 - содействие дальнейшей успешной социализации учащегося. 3. Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители (законные представители), классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация школы. Учащиеся: осуществляют заполнение портфолио с помощью классного руководителя, родителей (законных представителей); оформляют портфолио в соответствии с утвержденной в Учреждении структурой; при оформлении соблюдают систематичность и регулярность ведения портфолио, достоверность сведений, представленных в портфолио, аккуратность и эстетичность оформления, разборчивость при ведении записей, целостность и завершенность представленных материалов, наглядность, наличие оглавления; могут презентовать содержание своего портфолио на классном собрании, на родительском собрании, др.; оценивает результаты своих достижений на конец учебного года. Родители (законные представители): оказывают помощь в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением портфолио. Администрация Учреждения: разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио; создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы Учреждения. Классный руководитель: оказывает помощь учащимся в процессе формирования портфолио; проводит информационную, консультативную, диагностическую работу с учащимися и их родителями по формированию портфолио; осуществляет посредническую функцию между учащимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио; осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения портфолио; обеспечивает учащихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями; организует воспитательную работу с учащимися, направленную на личностное развитие учащихся; организует выставку портфолио учащихся; оценивает результаты достижений учащихся на конец учебного года. 5.5. Учителя начальных классов, учителя – предметники, педагоги дополнительного образования: проводят информационную работу с учащимися и их родителями по формированию портфолио; предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов портфолио; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету и т.д.; разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность. 4. Структура портфолио 3 Портфолио учащегося оформляется в виде папки, титульный лист которой содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, название Учреждения, класс, фото учащегося (по желанию родителей (законных представителей) и ученика). Портфолио достижений ученика формируется из следующих разделов: Первый раздел «Мой мир» - ознакомительный, в котором ребенок рассказывает о себе. В этот раздел помещается информация, которая важна и интересна для ребенка. Раздел может включать: - «Моя семья» (небольшое сочинение о своей семье, если есть - фотографии); - «Мои увлечения»; - «Мои друзья» (небольшое сочинение о своих друзьях, какие они, чем любят заниматься. Если есть фотографии, то прикладываются); - «Мой город» (описание города, поселка, основные достопримечательности, известные исторические факты и знаменитости) + красочная схема маршрута от дома до школы, домашний адрес; - «Моя школа» (описание школы, ее история, эмблема, гимн (если есть) и т.д.); - «Мои любимые учебные предметы» (по желанию); - «Мой класс»; - «Мои планы» (планы в учебе, будущая профессия и т.п.). Второй раздел портфолио включает достижения и успехи учащегося за весь период начальной школы (заполняется постепенно по мере накопления материала, может включать несколько подразделов): Порфолио работ Портфолио документов Портфолио наблюдений Порфолио работ содержит выборку детских работ – формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть: • по русскому и литературному чтению, иностранному языку – диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. П.; • по математике – математические диктанты, оформленные результаты миниисследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, атематические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.; • по окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные результаты миниисследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.; • по предметам эстетического цикла – аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.; 4 • по технологии – фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.; • по физкультуре – видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. П. Портфолио документов содержит материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной и досуговой деятельности: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, социальных проектах и др. мероприятиях (копии выписок, грамот, свидетельств, сертификатов и т.п.). Портфолио наблюдений содержит систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов, учителя-предметники, школьный психолог и другие непосредственные участники образовательных отношений. Портфолио включает сводную ведомость учета рейтинговой оценки материалов (Приложение 1). Материалы портфолио должны иметь эстетический вид. Портфолио может создаваться в бумажном и (или) электронном виде. 5. Рекомендации по формированию портфолио и порядку его использования Период составления портфолио – 4 года (1-4 классы). При формирования портфолио предпочтение отдается тем документам и материалам, которые направлены на развитие и удовлетворение реальных интересов и потребностей учащегося. При переходе на следующий уровень образования учащимся следует пересматривать накопленные материалы, оставляя наиболее значимые для дальнейшей учебной деятельности. В Учреждении портфолио может использоваться как форма накопительной самооценки учащегося за определенный период. Портфолио хранится в школе в течение всего пребывания ребенка в ней. 5.5. При переводе ребенка в другую образовательную организацию портфолио выдается на руки родителям (законным представителям). 6. Периоды обновления и этапы представления портфолио Создание порфолио – декабрь-январь (1 класс) Систематическое обновление материалов - в течение учебного года (1-4 классы) Защита портфолио в классе – март-апрель (1-4 классы) 5 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)