Положение о портфолио учащегося начальной школы

РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
Педагогического совета
от 29.08.2019 № 1

Утверждено приказом
МКОУ «Нехочская
основная школа» от
02.09.2019 № 104

__________Л.В.Богачева

ПОЛОЖЕНИЕ
о портфолио учащегося начальной школы
МКОУ «Нехочская основная школа»
1. Общие положения
Положение о портфолио учащегося начальной школы МКОУ «Нехочская
основная школа»(далее – Положение) разработано на основании Примерного положения о
портфолио учащегося общеобразовательной организации, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Мурманской области от 08.05.2015 г. № 925.
Настоящее Положение разработано в целях индивидуализации и
дифференциации процесса обучения в школе, личностного самоопределения учащихся,
формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания,
развития и социализации.
Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся 1-4 классов
МКОУ «Нехочская основная школа» (далее – Учреждение) по различным направлениям с
помощью составления комплексного портфолио.
Портфолио ученика – это индивидуальная папка учащегося, в которой
фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных
видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год
и за весь период его обучения в школе.
Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих
совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных
достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки.
В начальной школе важной задачей портфолио ученика является привитие
учащимся первичных навыков самооценки, привлечение внимания родителей к успехам
своих детей и вовлечение их в сотрудничество с учителем и самими учащимися.
Портфолио служит для сбора информации о динамике продвижения учащегося
в учебной деятельности и позволяет реально оценить готовность ребенка к обучению в
основной школе.
2. Цели и задачи портфолио
Основные цели внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и
оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной
активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга
учащегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика.
Основными задачами применения портфолио являются:
- повышение качества образования в Учреждении;
- поддержание и поощрение высокой учебной мотивации учащегося, его
активности и самостоятельности;
- систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая
учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную;
- развитие навыков оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной
самооценки;
- формирование у учащегося умения учиться – ставить цели, планировать и
организовывать собственную учебную деятельность;
- создание ситуации успеха для каждого ученика;

2

- содействие дальнейшей успешной социализации учащегося.
3. Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности
Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители
(законные представители), классный руководитель, учителя-предметники, педагоги
дополнительного образования и администрация школы.
Учащиеся:
 осуществляют заполнение портфолио с помощью классного руководителя,
родителей (законных представителей);
 оформляют
портфолио в соответствии с утвержденной в Учреждении
структурой;
 при оформлении соблюдают систематичность и регулярность ведения портфолио,
достоверность сведений, представленных в портфолио, аккуратность и
эстетичность оформления, разборчивость при ведении записей, целостность и
завершенность представленных материалов, наглядность, наличие оглавления;
 могут презентовать содержание своего портфолио на классном собрании, на
родительском собрании, др.;
 оценивает результаты своих достижений на конец учебного года.
Родители (законные представители):
 оказывают помощь в оформлении портфолио и осуществляют контроль за
пополнением портфолио.
Администрация Учреждения:
 разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение
портфолио;
 создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и
осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по
реализации технологии портфолио в практике работы Учреждения.
Классный руководитель:
 оказывает помощь учащимся в процессе формирования портфолио;
 проводит информационную, консультативную, диагностическую работу с
учащимися и их родителями по формированию портфолио;
 осуществляет посредническую функцию между учащимися и учителями,
педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях
пополнения портфолио;
 осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения
портфолио;
 обеспечивает учащихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями;
 организует воспитательную работу с учащимися, направленную на личностное
развитие учащихся;
 организует выставку портфолио учащихся;
 оценивает результаты достижений учащихся на конец учебного года.
5.5. Учителя начальных классов, учителя – предметники, педагоги
дополнительного образования:
 проводят информационную работу с учащимися и их родителями по
формированию портфолио;
 предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов
портфолио;
 организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету и т.д.;
 разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную
деятельность.
4. Структура портфолио

3

Портфолио учащегося оформляется в виде папки, титульный лист которой
содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, название Учреждения, класс,
фото учащегося (по желанию родителей (законных представителей) и ученика).
Портфолио достижений ученика формируется из следующих разделов:
Первый раздел «Мой мир» - ознакомительный, в котором ребенок
рассказывает о себе. В этот раздел помещается информация, которая важна и интересна
для ребенка.
Раздел может включать:
- «Моя семья» (небольшое сочинение о своей семье, если есть - фотографии);
- «Мои увлечения»;
- «Мои друзья» (небольшое сочинение о своих друзьях, какие они, чем любят
заниматься. Если есть фотографии, то прикладываются);
- «Мой город» (описание города, поселка, основные достопримечательности,
известные исторические факты и знаменитости) + красочная схема маршрута от дома до
школы, домашний адрес;
- «Моя школа» (описание школы, ее история, эмблема, гимн (если есть) и т.д.);
- «Мои любимые учебные предметы» (по желанию);
- «Мой класс»;
- «Мои планы» (планы в учебе, будущая профессия и т.п.).
Второй раздел портфолио включает достижения и успехи учащегося за весь
период начальной школы (заполняется постепенно по мере накопления материала, может
включать несколько подразделов):
Порфолио работ
Портфолио документов
Портфолио наблюдений
Порфолио работ содержит выборку детских работ – формальных и
творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым
предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий,
реализуемых в рамках образовательной программы. Обязательной составляющей
портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и
итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы
должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие
успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых
учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть:
• по русскому и литературному чтению, иностранному языку – диктанты и
изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи
монологических
и
диалогических
высказываний,
«дневники
читателя»,
иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и
т. П.;
• по математике – математические диктанты, оформленные результаты миниисследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических
задач, атематические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих
навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на
математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные результаты миниисследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных
ответов,
творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по предметам эстетического цикла – аудиозаписи, фото- и видеоизображения
примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным
произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного
творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы
самоанализа и рефлексии и т. п.;

4

•

по технологии – фото- и видеоизображения продуктов исполнительской
деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты
собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по физкультуре – видеоизображения примеров исполнительской деятельности,
дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и
режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и
рефлексии и т. П.
Портфолио документов содержит материалы, характеризующие
достижения учащихся во внеучебной и досуговой деятельности: копии документов об
участии в олимпиадах, конкурсах, социальных проектах и др. мероприятиях (копии
выписок, грамот, свидетельств, сертификатов и т.п.).
Портфолио наблюдений содержит систематизированные материалы
наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом
овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных
классов, учителя-предметники, школьный психолог и другие непосредственные участники
образовательных отношений.
Портфолио включает сводную ведомость учета рейтинговой оценки
материалов (Приложение 1).
Материалы портфолио должны иметь эстетический вид.
Портфолио может создаваться в бумажном и (или) электронном виде.
5. Рекомендации по формированию портфолио и порядку
его использования
Период составления портфолио – 4 года (1-4 классы).
При формирования портфолио предпочтение отдается тем документам и
материалам, которые направлены на развитие и удовлетворение реальных интересов и
потребностей учащегося.
При переходе на следующий уровень образования учащимся следует
пересматривать накопленные материалы, оставляя наиболее значимые для дальнейшей
учебной деятельности.
В Учреждении портфолио может использоваться как форма накопительной
самооценки учащегося за определенный период.
Портфолио хранится в школе в течение всего пребывания ребенка в ней. 5.5.
При переводе ребенка в другую образовательную организацию портфолио выдается на
руки родителям (законным представителям).




6. Периоды обновления и этапы представления портфолио
Создание порфолио – декабрь-январь (1 класс)
Систематическое обновление материалов - в течение учебного года (1-4
классы)
Защита портфолио в классе – март-апрель (1-4 классы)

5

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».