Положение о проектно-исследовательской деятельности учащихся

РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
Педагогического совета
от 29.08.2019 № 1

Утверждено приказом
МКОУ «Нехочская
основная школа» от
02.03.2019 № 104

ПОЛОЖЕНИЕ

о проектно-исследовательской деятельности учащихся
МКОУ «Нехочская основная школа»

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи проектно-исследовательской
деятельности в МКОУ «Нехочская основная школа», порядок ее организации и общие
требования к содержанию и оценке проектных работ учащихся.
1.2 Настоящее положение разработано на основе федерального закона «Об образовании в
РФ», федерального государственного стандарта начального общего образования,
федерального государственного стандарта основного общего образования, примерной
основной образовательной программы начального общего образования, примерной
основной образовательной программы основного общего образования, Устава школы.
Проектная деятельность обучающихся - это процесс совместной деятельности учащегося
и педагога по разработке индивидуального проекта, предполагающий определение
представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования, реализации,
оформления и публичной защиты личностно значимого и социально актуального проекта,
включая рефлексию процесса и результатов деятельности.
Включение проектной деятельности в практику работы школы является средством
повышения эффективности овладения учащимися метапредметными образовательными
результатами в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда
регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких
умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной
деятельности и управление ею.
2. Организация проектной деятельности учащихся
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося
(обучающегося),
занимающегося
по
ФГОС
ООО.
Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных
составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных
достижений
учащихся.
Учащиеся,
осуществляющие
проектно-исследовательскую
деятельность,
могут
представлять свои работы для участия в конкурсах, конференциях, семинарах и т.д.
муниципального, регионального, федерального, международного уровней.
2.4.Руководителями проектной деятельности учащихся являются учителя, реализующие
ФГОС ООО в школе.
Направления и содержание проектной деятельности определяются учащимися совместно
с руководителем. При выборе темы проекта целесообразно учитывать актуальные
направления развития общества, школы, индивидуальные социокультурные интересы
учащегося.
Руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования и организации
проектной деятельности, оформления и представления процесса и результатов проекта.
При выполнении учебно-исследовательских проектов каждый руководитель осуществляет
систематический контроль за деятельностью ученика, осуществляет помощь при
постановке цели, задачи, гипотезы проекта, при планировании учебно-

исследовательской деятельности. Руководителем проекта отслеживается входной
(октябрь), промежуточный (декабрь) и итоговый (май) уровень работы учащегося над
проектом.
Проектно-исследовательская деятельность в рамках учебного процесса призвана:
- Учить учащихся четко определять цель, описывать основные шаги по достижению
поставленной цели, подбирать методы и формы работы по теме исследования.
- Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен
уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать).
- Развивать умения анализировать (креативное и критическое мышление).
- Формировать и развивать умения составлять письменный отчет о самостоятельной
работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию,
оформлять сноски, иметь понятие о библиографии).
- Способствовать формированию позитивного отношения к работе, активной жизненной
позиции (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить
работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
- Способствовать формированию и развитию коммуникативной компетенции учащихся
как одного из факторов их успешной социализации в будущем.
- Способствовать оценке достижения планируемых метапредметных результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования, представленных в
разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные
универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия»
программы формирования универсальных учебных действий.
Виды проектов
- Исследовательские, творческие, ролевые, игровые, информационные, практикоориентированные.
- Групповые и индивидуальные.
- Предметные, межпредметные, социальные и др.
3. Содержание проектной деятельности
Проект должен представлять серьезную (соответствующую возрастной группе автораисследователя) исследовательскую – индивидуальную работу современного уровня.
Проект может рассматривать один из аспектов выбранной проблемы – тем самым
быть открытым, предоставляющим другим творческим коллективам возможность
продолжить изучение новых граней этой проблемы.
Проектная работа включает в себя сбор, обработку, систематизацию и обобщение
информации по выдвинутой проблеме, а также может представлять собой небольшое
научное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, ее оригинальное,
авторское толкование и решение, четкую самостоятельную авторскую позицию и выводы
– результат серьезного научного поиска и обобщения.
Проектная работа не допускает какие-либо виды плагиата. Использование каких-либо
видов информационных источников обязательно сопровождается ссылкой на эти
источники в том числе и Internet-ресурсы.
Проект должен иметь практическую направленность, социальную значимость,
возможность применения в той или иной сфере деятельности.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих
работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы,
отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического
или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации,
исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты,
так и мультимедийные продукты;
д) мультимедийный продукт, чертеж изделия, модель изделия, бизнес-план, газета,
видеофильм, статья, макет, костюм, изделие, проведение мероприятия, оформление зала,
электронное учебное пособие, выставка, презентация (устная, компьютерная), иной продукт,
выполнение которого обосновано учащимся.
Не позднее, чем за две недели до защиты, проектно-исследовательская работа
предоставляется руководителю проекта. В состав материалов, которые должны быть
подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке
включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной
из описанных выше форм;
2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не
более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного
замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и
полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских
проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей
конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от
реализации проекта;
3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы
учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и
самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой
работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе
соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или
полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
4. Требования к оформлению проектно-исследовательской работы.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и
правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста
работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Проект оформляется в соответствии с ниже перечисленными требованиями:
Проект должен содержать в себе: титульный лист, оглавление, введение, основную
часть, заключение, список использованной литературы.
Титульный лист должен содержать наименование и принадлежность учреждения, название
проекта,
Ф.И.О. исполнителя проекта и его руководителя, дату и место написания
проекта.
Введение включает в себя:
Анализ ситуации и обоснование актуальности выбранной темы. Здесь
показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым или
предстоит сделать целевой группе проекта, его автору в данных условиях, почему
выполнение именно этого проекта своевременно для автора проекта.
На основании анализа формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен
данный проект. На основании выявленного противоречия формулируется проблема
(«дерево» проблем) на решение которой направлено выполнение проекта.
- Определяются объект и предмет исследования.
- Формулируется цель проекта («дерево» целей) - заранее спрогнозированный результат,
который можно измерить.
- Определяются задачи по достижению цели проекта.
- Формулируется гипотеза работы.

Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило,
содержит теоретический материал, а второй – экспериментальный или практический.
Таблицы, схемы, иллюстрации оформляются в приложении к проекту.
Заключение. Делается вывод, достигнута ли автором цель проекта. Если цель не достигнута,
указываются причины. Указывается результат - эффект проекта, экономический или социальный.
Оценивается подтверждение или опровержение гипотезы.
Список использованной в проекте литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа.
Например: Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М., 1989.
Проект выполняется в соответствии со следующими требованиями:
шрифт 14, интервал полуторный, страницы нумеруются в правом нижнем углу. Компьютерная
презентация выполняется в соответствии с требованиями оформления презентаций.
Защита проектов.
Защита проектов производится публично, в виде устной или компьютерной презентации.
Защита осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии
Учреждения или на школьной конференции. Последняя форма предпочтительнее, так как
имеется возможность публично представить результаты работы над проектами и
продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами
проектной деятельности.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией
представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося
и отзыва руководителя.
Алгоритм разработки проекта. 1
этап. Поисковый.
Постановка задачи для разработки проекта. Выбор темы проекта, типа проекта.
Освоение тезаурса проектной деятельности.
Формулирование проблемы проекта, его актуальности, объекта и предмета исследования,
выдвигается гипотеза проекта.
Определение цели проекта.
2 этап. Аналитический.
Подбор информации, необходимой для реализации проекта
Анализ подобранной информации
Обоснование эффекта от реализации проекта (экономического, социального) 3
этап. Практический.
3.1.Определение рисков проекта.
3.2. Работа над проектом
4 этап. Презентационный.
Подготовка презентации
Защита (презентация проекта) 5
этап. Выполнение проекта. 6 этап.
Контрольный.
6.1.Анализ результатов выполнения проекта.
6.2.Оценка качества выполнения проекта
Тема работы должна быть сформулирована грамотно и отражать содержание проекта.
Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:
Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman,
размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее –
2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка,
располагаемого посредине строки, не ставят.

Все разделы плана (главы, заключение, список литературы, каждое приложение)
начинаются с новых страниц.
Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы в приложении.
Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не
должен превышать 15 машинописных страниц.
Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц.
Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями
ГОСТа: в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год
издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из
журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и
год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна
быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру
источника в списке литературы).
5. Процедура защиты проекта
Защита выполненных учебно-исследовательских проектов проводится не позднее 20
апреля. Проекты презентуются учащимися на научно-практической конференции школы.
Для защиты проекта приказом директора утверждается график защиты проектов, состав
комиссии.
Возглавляет комиссию директор или заместитель директора. В состав комиссии входят:
заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР, руководители методических
объединений. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х и более 7 человек.
Специальная комиссия оценивает уровень проектно-исследовательской деятельности
конкретного учащегося. По решению специальной комиссии лучшие работы учащихся
могут быть поощрены дипломами и ценными подарками, рекомендованы к
представлению на конференции, семинары и конкурсы муниципального, регионального,
федерального и международного уровней.
Процедура защиты состоит в 5-7 - минутном выступлении учащегося, который раскрывает
актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на
вопросы комиссии. Формами наглядной отчетности о результатах проектноисследовательской деятельности могут быть презентации, выставки, инсценировки,
видеофильмы, фоторепортажи, стендовые отчеты.
Оценивание презентации и защиты проекта происходит по разработанным критериям, и
суммарная оценка может быть выставлена по нескольким предметам, если проект
межпредметный. Проектная деятельность оценивается по 2 группам критериев: критерии
оценки содержания проекта и критерии оценки защиты проекта.
6. Критерии оценки проектной работы
Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения,
включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и
реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза,
модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает
оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в
умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с
рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во

времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять
выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно
ответить на вопросы.
При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два
уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный.
Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности
обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты
того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью
руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности (Приложение
№2)
7. Функциональные обязанности заместителя директора по проектной
деятельности
Проектной деятельностью руководит заместитель директора по УВР. На него в
рамках проектной деятельности возлагаются следующие функциональные обязанности:
Оказание консультационной помощи педагогам школы, ведущим занятия по проектной
деятельности, ведение мониторинга качества обученности учащихся.
Установка необходимого для ведения проектной деятельности программного
обеспечения.
Формирование проектных групп на основе списков учащихся, являющихся
исполнителями проектов, и педагогов, выступающих в роли руководителей проектных
групп. Проведение консультаций в ходе проектной деятельности. Координация усилий
всех членов проектной группы.
Обеспечение организационно - педагогических усилий для творческого роста учащихся в
сфере избранной ими темы. Подготовка учащихся к участию в научно- практических
конференциях.
8. Функциональные обязанности руководителя проектной группы
На руководителя проектной группы (учителя)
возлагаются следующие
функциональные обязанности:
Выбор проблемной области, постановка задач, формулировка темы, идеи и разработка
сценария проекта исходя из определенных техническим заданием возможностей будущей
программы, электронного ресурса.
Составление краткой аннотации создаваемого проекта, определение конечного вида
продукта, его назначения.
Детализация отобранного содержания, структурирование материала проекта, определение
примерного объема проекта, обеспечение исследовательской роли каждого участника
проекта.
Координация деятельности участников проекта, обеспечение постоянного контроля за
ходом и сроками производимых работ.
Выявление недоработок, определение путей устранения выявленных недостатков,
оказание помощи учащимся в подготовке к презентации проектов.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».