Положение о выборе родителями модуля ОРКСЭ

РАССМОТРЕНО
Протокол заседания Педагогического совета
от 28.08.2019 № 1

Утверждено приказом
МКОУ «Нехочская
основная школа» от
02.09.2019 № 104

Положение
о выборе родителями (законными представителями) учащихся
одного из модулей комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
в МКОУ «Нехочская основная школа»
1. Общие положения
Настоящее положение о выборе родителями (законными представителями)
учащихся модулей комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений
«Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Положение) определяет условия и порядок выбора в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении
«Нехочская основная общеобразовательная школа» (далее – МКОУ «Нехочская основная
школа» или Учреждение) родителями (законными представителями) учащихся одного из
модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
(далее – выбор, курс ОРКСЭ).
Настоящее Положение основывается на законодательстве Российской Федерации, закрепляющем преимущественное право родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими
лицами (часть 1 статьи 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон); право выбора родителями (законными представителями) учащихся одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, направленных на получение учащимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов
Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативных им учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей) (части 1, 2 статьи 87 Федерального закона).
Настоящее Положение следует использовать в качестве основного при организации выбора в Учреждении родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся иных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) мировоззренческой воспитательной направленности, указанных в части 1 статьи 87 Федерального закона.
Порядок выбора
Предварительный этап. Информирование родителей (законных представителей) учащихся о праве на выбор.
Вопросы организации выбора в Учреждении рассматриваются на заседании Совета
школы с участием директора МКОУ «Нехочская основная школа», классных руководителей классов, в которых проводятся родительские собрания, представителей родительского
сообщества.
Приказом директора школы назначается представитель
ответственный за
организацию и проведение выбора – классный руководитель (далее – ответственный).
Не менее чем за неделю до даты проведения родительского собрания классным руководителем или иным лицом по поручению ответственного до родителей (законных
представителей) учащихся должна быть доведена информация о выборе (приложение №
2.

1

1). Информация может быть передана родителям (законным представителям) лично, через учащихся или дистанционно. Классный руководитель обязан проверить доведение
информации до родителей (законных представителей) учащихся в своём классе и сообщить о результатах ответственному.
При общении классного руководителя с родителями (законными представителями)
рекомендуется выявить возможные вопросы, которые могут быть поставлены на родительском собрании и не могут быть разъяснены непосредственно классным руководителем, а также проблемные ситуации, которые могут возникнуть на собрании. О таких вопросах, проблемных ситуациях следует известить ответственного и по возможности подготовиться к их решению, чтобы ко времени проведения родительского собрания проблемные ситуации были максимально исключены.
При общении с родителями (законными представителями) учащихся не допускается склонять их к какому-либо выбору под любыми предлогами. В случае просьб со стороны родителей (законных представителей) учащихся «помочь с выбором», «посоветовать»
и т. п. они должны быть отклонены со ссылкой на исключительную ответственность родителей (законных представителей) за выбор, их преимущественное право на воспитание
и обучение детей перед всеми иными лицами, гарантированное законодательством об образовании. Возможен только совет: ориентироваться на образ жизни, культуру, традиции,
принятые в семье ребёнка, а также на его личные интересы.
Основной этап. Проведение родительского собрания.
Заранее определяется дата проведения родительских собраний в классах, чтобы эти
сведения можно было внести в текст информации для родителей (приложение № 1). Информация о дате родительского собрания в классе с указанием темы собрания сообщается
родителям (законным представителям) через классного руководителя не позднее, чем за 7
дней до даты проведения родительского собрания.
На родительском собрании класса должны быть приглашены и присутствовать: 1)
родители (законные представители) учащихся в классе; 2) ответственный за выбор представитель администрации; 3) классный руководитель; 4) педагоги, которые предусматриваются в качестве учителей по модулям курса ОРКСЭ; 5) представитель родительского
комитета в Учреждении; 6) выразившие желание участвовать в собрании официальные
представители централизованных религиозных организаций Русской Православной Церкви, мусульманских, буддистских, иудаистских централизованных религиозных организаций из числа организаций, представленных в федеральных или региональных координационных органах, советах по курсу ОРКСЭ.
Допускается проведение общего собрания родителей (законных представителей)
учащихся нескольких (двух и более) классов. В таком случае протоколы родительского
собрания должны быть оформлены по каждому классу на основе личных заявлений родителей (законных представителей) учащихся в каждом классе.
Вести собрание должен ответственный или директор Учреждения.
Проведение родительского собрания рекомендуется построить по следующему
примерному плану.
1) Вводное выступление ответственного или директора Учреждения по теме собрания.
2) Представление педагогических работников, которые предполагаются в качестве учителей по всем модулям курса ОРКСЭ.
3)
Представление содержания образования по модулям курса ОРКСЭ.
Представление родителям (законным представителям) содержания образования проводится ответственным или педагогическими работниками, которые предполагаются в качестве учителей по модулям курса ОРКСЭ.
Родителям (законным представителям) должны быть последовательно представлены все модули курса ОРКСЭ вне зависимости от предполагаемого выбора родителей (законных представителей) учащихся.
2

Представление содержания образования по каждому из модулей курса ОРКСЭ
должно включать краткий рассказ о содержании данного модуля, целях и ожидаемых результатах образования, используемом учебно-методическом обеспечении. В представлении учебно-методического обеспечения должны использоваться учебники, учебнометодические комплексы, включенные в действующие Федеральные перечни учебников.
В представлении учебников по религиозным культурам следует указать на наличие или
отсутствие их экспертизы в соответствующих централизованных религиозных организациях. Следует отметить единую ценностную основу предметной области духовнонравственной воспитательной направленности, курса ОРКСЭ. Она ориентирована на
культуру и традиции народов России, российские общенациональные гражданские ценности и нормы, веротерпимость, уважение национальных и культурных особенностей народов России, семей, права на мировоззренческое самоопределение и свободное культурное
развитие, достоинство личности в российском обществе и государстве.
В представлении конфессиональных модулей (не учебников) по религиозным
культурам имеют право участвовать, выступить на собрании официальные представители
соответствующих религиозных организаций.
4) Ответы на вопросы родителей (законных представителей) учащихся.
5) Заполнение родителями (законными представителями) учащихся личных заявлений (приложение 2).
Родители (законные представители) учащихся заполняют бланк заявления самостоятельно. Допускается оформление заявления одним из родителей (законных представителей) учащегося. В заявлении указываются: 1) название Учреждения и место его нахождения (город, посёлок и др.); 2) фамилия и инициалы директора Учреждения; 3) класс, в котором обучается ребёнок; 4) фамилия и имя ребёнка; 5) название выбранного модуля курса ОРКСЭ; 6) дата; 7) личная подпись (подписи) родителя (законного представителя) учащегося с расшифровкой.
6) Сбор заполненных родителями (законными представителями) личных заявлений, проверка правильности их оформления, сверка числа личных заявлений по списку
учащихся каждого класса.
Заключительный этап. Подведение итогов выбора, направление информации о
выборе в Управление образованием.
По каждому классу должен быть оформлен протокол родительского собрания
класса (приложение 3). Данные по выбору в правом столбце указываются в численной
форме, с дублированием их в письменной форме в скобках. При отсутствии выбора одного или нескольких предметов (модулей) следует указать в соответствующей строке: О
(ноль). Протокол должен быть подписан классным руководителем и председателем родительского комитета класса.
В случае отсутствия родителей (законных представителей) некоторых учащихся на
собрании и получении от них заявления в более поздние сроки в протокол могут быть
внесены изменения или он может быть переоформлен.
Данные протоколов по каждому классу должны соответствовать числу и содержанию личных заявлений родителей в каждом классе.
После сбора всех заявлений на родительских собраниях и добора заявлений от отсутствовавших родителей ответственный оформляет лист сводной информации Учреждения (приложение 4), который подписывается директором Учреждения и председателем
родительского комитета Учреждения, скрепляется официальной печатью Учреждения.
В Учреждении по итогам выбора сохраняются: 1) заявления родителей; 2) протоколы родительских собраний; 3) оригинал или копия листа сводной информации. Указанная
документация сохраняется в Учреждении не менее 5-ти лет.
3. Особые условия
3

Допускается предварительный сбор заявлений от родителей (законных представителей), которые могут отсутствовать в период выбора в Учреждении и соответственно на родительском собрании по уважительным причинам. В этом случае классный руководитель должен заранее выявить таких родителей (законных представителей), проинформировать их о выборе, передать им бланки заявлений, проверить их получение, обеспечить сбор правильно оформленных заявлений. Предварительно заполненные заявления
родителей (законных представителей) учащихся должны сохраняться у ответственного до
проведения родительского собрания. Ответственный при необходимости должен оказать
помощь классному руководителю в общении с родителями по вопросам выбора модуля
ОРКСЭ (содержание образования и др.), ответах на их вопросы.
В исключительных случаях допускается изменение выбора родителями (законными представителями) после подведения итогов родительских собраний. В этом случае
родители (законные представители) учащегося должны обратиться к директору Учреждения лично или с письменным заявлением. Решение об удовлетворении такого заявления
принимается директором Учреждения по согласованию с педагогическими работниками,
которые предполагаются в качестве учителей по модулям курса ОРКСЭ. Изменение выбора должно быть оформлено новым заявлением от родителей (законных представителей)
учащегося, которое также должно сохраняться в Учреждении, вместе с их первоначальным заявлением.

4

Приложение 1
Информация
о преподавании в 4-х классах образовательных организаций комплексного учебного
курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Уважаемые родители!
В 4-х классах образовательных организаций Российской Федерации осуществляется преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской

этики», включающего шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей)
школьника:

«Основы православной культуры»;
«Основы исламской культуры»;
«Основы буддийской культуры»;
«Основы иудейской культуры»;
«Основы мировых религиозных культур»;
«Основы светской этики».
Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование, прежде всего,
их мировоззрения и нравственной культуры с учетом мировоззренческих и культурных
особенностей и потребностей семьи школьника. В связи с этим выбор для изучения
школьником основ определённой религиозной культуры или мировых религиозных культур, или основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации осуществляется исключительно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося.
При этом вы можете посоветоваться с ребёнком и учесть его личное мнение.
Преподавать все модули, в том числе по основам религиозных культур, будут
школьные учителя, получившие соответствующую подготовку.
Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из
родителей) на родительском собрании и личное заполнение заявления, которым будет
письменно зафиксирован ваш выбор.
На родительском собрании вам будет представлено содержание каждого из указанных модулей, вы сможете получить ответы на вопросы от представителей администрации
школы, педагогов, представителей соответствующих религиозных организаций.
Присутствие на собрании, по крайней мере, одного из родителей, и заполнение
личного заявления о выборе — обязательно.
Отказ от изучения любого из шести модулей не допускается.
Дата, время, место проведения родительского собрания:
С уважением, администрация МКОУ «Нехочская основная школа»

5

Приложение 2
Директору МКОУ «Нехочская основная
школа» __________________________

_______________________________

Заявление

Мы, родители (законные представители)
«Нехочская основная школа»

учащегося

«

» класса МКОУ
,

(Ф.И. ребёнка),
из предлагаемых на выбор модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:
«Основы православной культуры»,
«Основы исламской культуры»,
«Основы буддийской культуры»,
«Основы иудейской культуры»
«Основы мировых религиозных культур»,
«Основы светской этики»
выбираем для своего ребёнка изучение модуля:

Дата «

»

20

(подпись)

(Ф.И.О.)

(подпись)

(Ф.И.О.)

г.

Приложение 3
6

Протокол родительского собрания
«
» класса
МКОУ «Нехочская основная школа»

Результаты

выбора

родителями

(законными

представителями) учащихся

» класса модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и

«

светской этики»:
Название модуля

Число учащихся
(число цифрами и письменно)

Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики

Дата «

»

20

г.

Классный руководитель
(Ф.И.О.)
пись)

(под-

7

Приложение 4

Лист сводной информации
о результатах выбора родителями (законными представителями)
учащихся модулей комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»
Образовательная организация

МАОУ ООШ № 1 им. М.А.Погодина ЗАТО
Александровск Мурманской области

Название модуля

Число учащихся
(число цифрами и письменно)

Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики

Дата «

»

20

г.

Директор МКОУ «Нехочская основная школа»
(Ф.И.О.)
пись)

(под-

8

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».