ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану начального общего образования МКОУ «Нехочская основная школа» на 2024-2025 учебный год Образовательный процесс для первых-четвёртых классов осуществляется по образовательной программе, разработанной в соответствии со следующими документами: Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 28); Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ от 31.05.2021 № 286 Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрированный в Минюсте России 05.07.2021, регистрационный номер 64100); Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; федеральной образовательной программой начального общего образования, утверждённой Министерством просвещения РФ (приказ от 16.11.2022 №992); уставом МКОУ «Нехочская основная школа». Учебный план МКОУ «Нехочская основная школа» принят Управляющим советом и утвержден приказом образовательного учреждения. Учебный план начальной школы МКОУ «Нехочская основная школа», реализующий основную образовательную программу начального общего образования, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.3648-20, 1.2.3685-21), состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при отборе учебного материала, формировании перечня результатов образования и организации образовательной деятельности, а также выступает в качестве одного из основных механизмов ее реализации. Учебный план для начальной школы ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Цель начального общего образования: выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями. Задачи: научить осознанному чтению, письму, счету, правильной и полноценной речи; привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей. Структура учебного плана согласно ФГОС содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих ФООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающих углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающих этнокультурные интересы. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации. Образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность предоставляет обучающимся возможность выбора занятий, направленных на их развитие. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной организацией. Осуществляется в формах, отличных от урочной (экскурсии, походы, соревнования, посещения театров, музеев, проведение общественно-полезных практик и иные формы). Для развития потенциала лиц, проявивших выдающиеся способности, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Учебный план для 1-4-х классов составлен для обучающихся, получающих начальное общее образование по основным образовательным программам в соответствии с ФГОС НОО. Продолжительность учебного года в 1-х классах 33 учебные недели, во 2-4-х классах –34 учебные недели. В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.3648-20, 1.2.3685-21), Количество изучаемых предметов и максимальная учебная нагрузка обучающихся в учебном плане также соответствует СанПин 2.4.3648-20, 1.2.3685-21. В школе обучение ведется на русском языке. Содержание и структура учебного плана определены статусом школы. Особенности учебного плана. Начальное общее образование: 1-4 классы. Учебный план разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Часы, отведенные на преподавание предметов федерального компонентов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, сохранены в пределах, установленных сеткой часов базисного учебного плана. С целью повышения качества образовательного процесса осуществляется образовательный процесс - использование программы «Школа России» с 1 по 4 класс. В 4-х классах 1 час в неделю изучается предмет «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года №84-р. Цель учебного курса ОРКСЭ: формирование у младшего школьника мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Согласно проведенному анкетированию родителей обучающихся с целью определения одного из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), выявлено: родители выбрали учебный модуль «Основы православной культуры». Модуль изучается в 4-х классах по 1 часу в неделю, 34 часа в год. В целях обеспечения всеобщей компьютерной грамотности в 4-х классах в рамках учебного предмета «Труд (технология)» в качестве учебного модуля введены часы на изучение предмета «Информатика и коммуникационные технологии». Интегрированный учебный предмет «Окружающий мир» в 1-4 классах изучается по 2 часа в неделю. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально - гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Продолжительность учебного года при получении начального общего образования во 2-4 классах составляет 34 недели, в 1 классе — 33 недели. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 часов и более 3190 часов. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Продолжительность урока составляет: в 1 классе — 35 минут (во втором полугодии по 40 минут); во 2—4 классах — 40 минут. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: во 2-3 классах - до 1,5 ч., в 4 классе – до 2 ч., обучение первоклассников проводится без бального оценивания знаний и домашних заданий. В соответствии со статьей 58 Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации промежуточная аттестация во 2 – 4 классах проводится с целью проверки освоения образовательных программ по учебным предметам: русский язык в форме диктанта, математика в форме контрольной работы, окружающий мир в форме теста. Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Нехочская основная общеобразовательная школа " Хвастовичского района Калужской области. В муниципальном казенном общеобразовательное учреждение "Нехочская основная общеобразовательная школа " Хвастовичского района Калужской области " языком обучения является русский язык. Обязательная часть по количественному и качественному составу обеспечивает изучение учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Обучение осуществляется в 1-4-х классах по образовательной программе «Школа России» Изучение «Русского языка» в начальной общеобразовательной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Младшие школьники овладевают умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма). Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности. Предметная область «Иностранный язык» в начальной школе реализуется изучением немецкого языка во 2-4 классах. Она формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком. Изучение предмета «Математика» взято из предметной области «Математика и информатика» и направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования. Предметная область «Обществознание и естествознание» (окружающий мир) составляет интегрированный предмет «Окружающий мир», направленный на воспитание любви и уважения к природе, своему городу, своей Родине, к родному краю; осмыслению личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоциональноценностного отношения к нему. Особое внимание уделяется формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т.е. основам безопасности жизнедеятельности. Изучение предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру по 1 часу в 1-4 классах. Учебный предмет «Труд (технология)» Основной целью программы по труду (технологии) является успешная социализация обучающихся, обеспечивающая у них функциональную грамотность на базе освоения культурологических и конструкторскотехнологических знаний (о рукотворном мире и общих правил их создания в рамках исторических меняющихся технологий) и соответствующих практических умений, необходимых для Разумная собственная организация жизни, формирование ориентации на будущую трудовую деятельность, выбор профессии в процессе практического знакомства с проблемами ремесел и технологий. Предметная область «Физическая культура» представлена предметом физическая культура и направлена на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности ученика. Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Нехочская основная общеобразовательная школа " Хвастовичского района Калужской области. Форма промежуточной аттестации – годовая отметка по всем предметам, согласно Положения о промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план (1 - 4 классы) основного общего образования ФГОС ООО и ФОП ООО на 2024 – 2025 учебный год Предметная область Учебный предмет 1 Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание ("окружающий мир") Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура Часть , формируемая участниками образовательного процесса Итого ИТОГО недельная нагрузка Количество учебных недель Всего часов в год Внеурочная деятельность Разговор о важном Шахматы Орлята России Мир подвижных игр Обязательная часть Русский язык Литературное чтение Немецкий язык Математика Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Изобразительное искусство Музыка Труд (технология) Физическая культура Количество часов в неделю 2 3 4 5 4 4 2 5 4 2 4 2 5 4 2 4 2 5 4 2 4 2 - - - 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 21 21 33 693 23 23 34 782 23 23 34 782 23 23 34 782 5 1 1 2 1