Рабочая программа Основы светской этики 5 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в школе
является важнейшей составляющей многих предметов. В процессе изучения
курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» учащиеся 5
класса получают возможность систематизировать, расширять и углублять
полученные знания и представления об окружающем мире, о прошлом и
настоящем родной страны, духовно-нравственной культуре, осмысливать
свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной
общности, гражданина страны. Данный курс разработан на основе
положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы,
представленных
в
Федеральном
государственном
образовательном стандарте основного общего образования, Концепции
исторического и обществоведческого образования, ФГОС ООО, с учётом
федеральной рабочей программы воспитания, Положения о разработке и
утверждении рабочих программ по отдельным учебным предметам, МАОУ
«Каменский лицей имени Кожевина В.Е.» по реализации ФГОС НОО, ФГОС
ООО и ФГОС СОО. Рабочая программа составлена на основе УМК под
редакцией Студеникина М.Т. «Основы светской этики», издательство:
Русское слово». Учебный предмет «Основы светской этики» позволяет
последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности
современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных
условиях людей друг с другом, с основными институтами государства и
гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные
нормы.
Изучение курса «Основы светской этики», включающего знания о
российском обществе и направлениях его развития в современных условиях,
об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях
человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской
идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности
национальным и духовным ценностям. Привлечение при изучении предмета
различных источников социальной информации помогает обучающимся
освоить язык современной культурной, социально-экономической и
политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование
метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать,
преобразовывать и применять их.

Данный курс имеет культурологическую направленность, раскрывает
общечеловеческие и общероссийские ценности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Цель изучения курса:
– приобщение младших школьников к культурному наследию народов
нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений,
воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и
обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовнонравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к
нравственному совершенствованию и развитию.
Задачи курса:
-расширение и систематизация знаний и представлений учащихся о
культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях
общества;
-формирование первоначальных представлений о традиционных
религиях народов России, их роли в культуре, истории российского
общества;
-формирование основ морали, семейных и духовных ценностей,
ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными
идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;
-воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку,
культурным и религиозным традициям своего и других народов России,
толерантное отношение к людям другой культуры;
-развитие информационной культуры учащихся (об источниках
информации, её отборе и применении), возможностей для их активной
самостоятельной познавательной деятельности.
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
 воспитание
общероссийской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности,
социальной
ответственности,
правового
­самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;
 развитие
у
обучающихся
понимания
приоритетности
общенациональных
интересов,
приверженности
правовым
принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и
законодательстве Российской Федерации;
 развитие личности на исключительно важном этапе её социализации
– в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, социального поведения,









основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса
к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к
личному
самоопределению,
самореализации,
самоконтролю;
мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой
деятельности;
формирование у обучающихся целостной картины общества,
адекватной современному уровню знаний и доступной по
содержанию для школьников подросткового возраста; освоение
учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности,
социальных институтах, нормах, регулирующих общественные
отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и
выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
владение умениями функционально грамотного человека (получать
из разнообразных источников и критически осмысливать социальную
информацию, систематизировать, анализировать полученные
данные; освоение способов познавательной, коммуникативной,
практической деятельности, необходимых для участия в жизни
гражданского общества и государства);
создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми,
финансово-экономическими и другими социальными институтами
для реализации личностного потенциала в современном динамично
развивающемся российском обществе;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для
выстраивания
отношений
между
людьми
различных
национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в
семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и
действий других людей с нравственными ценностями и нормами
поведения, установленными законом; содействия правовыми
способами и средствами защите правопорядка в обществе.

МЕСТО УЧЕБНОГО
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ПРЕДМЕТА

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

В

В соответствии с учебным планом предмет: «Основы светской этики»
изучается в 5 классе. Общее количество времени за год обучения составляет
34 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1
час.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Введение.
Знакомство с предметом «Основы светской этики», основные цели и
задачи курса.
Гражданин России.
Понятия гражданин и гражданство. Конституция — Основной закон РФ.
Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей —
гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством.
Президент, Председатель Правительства, министр, Федеральное Собрание.
Совет Федерации, Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн
Российской Федерации. Государственные символы и их роль. Уважительное
отношение к символам государства.
Порядочность.
Понятие порядочности. Что значит –порядочный человек. Закон и
порядок. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного
человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность.
Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия.
Общественная ценность и значимость порядочности.
Совесть.
Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности
человека. Моральные качества человека. Чувство угрызения совести.
Развитие чувства совести. Умение понять и простить. Правдивость и ее цена.
Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть —
«внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость
совести с эгоизмом и корыстолюбием. Кодекс взаимоотношений
одноклассников.
Доверие и доверчивость.
Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия. Что значит
доверять. Признаки личного доверия. Условия возникновения доверительных
отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления доверительных
отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует
поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая
помощь.

Милосердие и сострадание.
Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь
сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия.
Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса
к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила
милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.
Правда и ложь .
Правда и неправда, полуправда, ложь. Правдивый человек. Правда —
то, что соответствует действительности. Ложь — намеренное искажение
действительности. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и
душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи.
Традиции воспитания.
Традиция. Роль воспитания у разных народов. Сословия: крестьяне,
казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне
России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и
домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.
Честь и достоинство.
Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой
Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль — способ решения вопросов чести.
Цена честного слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные.
Достоинство. Благородство — высшее проявление человеческого
достоинства. Герои Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и наших
дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.
Терпимость и терпение.
Отношение к людям иной национальности, религии, культуры,
привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Что
такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека,
проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль
мигрантов в жизни наших городов. Правила толерантного общения. Различие
понятий терпение и терпимость.

Мужество.
Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа,
продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и
неуверенности. Подвиг - проявление мужества. Убежденность в
необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах.
Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей —
чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества.
Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм —
высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества.
Равнодушие и жестокость.
Проявления жестокости детей и их последствия. Признаки жестокого
поведения. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и
жестокость. Жизнь человека — высшая ценность. Насилие в отношении
детей — нарушение прав человека. Вред сквернословия.
Самовоспитание.
Соблюдение норм нравственности — важнейшее общественное
требование. Дисциплинированность и сознательнаядисциплина. Умение
контролировать свои дела и поступки. Правила учебной работы в группе.
Умение осознать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли.
Познание своих положительных и отрицательных качеств. Планирование
предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и
самовоспитания. Воспитание чувства самоуважения.
Учись учиться.
Цель обучения в школе. Учёба как основная деятельность человека.
Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников
уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на уроке.
Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание.
Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания.
Сочетание труда умственного и физического.
Речевой этикет.
Понятие этикет. Средства речи и правила их использования в разных
жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы.
Употребление личных местоимений ты и вы. Правила знакомства детей и
взрослых. Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, на
транспорте. Формы обращения. Правила общения подростков. Что значит

быть эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации.
Правила
беседы. Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по
телефону.
Мои права и обязанности.
Понятие права и обязанности. Обязанности гражданина РФ. Права и
обязанности учащихся. Правила внутреннего распорядка школы.
Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения
учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие в
самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и
родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Горжусь своей Родиной.
Моя страна –моя гордость. Герои моей семьи, моей страны. Моя малая
Родина. Героические страницы моей страны. Защита проектов по темам
«Герои Отечества», «Ветераны ВОВ», «Столица нашей Родины».
Итоговый урок.
Подведение итогов. Викторина по вопросам предыдущих тем.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания
обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения с
учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания. Содержательные
модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер жизни
общества и знание основ российского права. Представленный в программе вариант распределения модулей
(разделов) по годам обучения является одним из возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение содержания,
при котором модуль (раздел) «Основы российского права» замыкает изучение курса в основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные
ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в
жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве
учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических
задач социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и

многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к
разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в
школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям,
боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам;
историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё
поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и
иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе
навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека.
Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности
обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей
среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и
путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимос­вязи природной, технологической и социальной сред; готовность к
участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками
исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей
деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям
других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей;
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и
связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных
знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в
соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами,
использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать
терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления
вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий
успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении
обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных
и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наи­более подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации,
объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою
позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей
объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из
источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме
формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких
людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать
свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед
группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе,
принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной
задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный
алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи,
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому
опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных
ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
Человек, гражданин своей страны
 осваивать и применять знания о социальных свойствах человека, формировании личности, деятельности
человека и её видах, образовании, правах и обязанностях учащихся, общении и его правилах,
особенностях взаимодействия человека с другими людьми;
 характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах семьи, семейных
традиций; характеризовать основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер;
особенности личностного становления и социальной позиции людей с ограниченными возможностями
здоровья; деятельность человека; образование и его значение для человека и общества;
 приводить примеры деятельности людей, её различных мотивов и особенностей в современных условиях;
малых групп, положения человека в группе; конфликтных ситуаций в малой группе и конструктивных
разрешений конфликтов; проявлений лидерства, соперничества и сотрудничества людей в группах;
 классифицировать по разным признакам виды деятельности человека, потребности людей;
 сравнивать понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»; свойства человека и животных; виды
деятельности (игра, труд, учение);
 устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах; целей, способов и результатов
деятельности, целей и средств общения;
 использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности общения как
социального явления, познания человеком мира и самого себя как вида деятельности, роли непрерывного
образования, значения личного социального опыта при осуществлении образовательной деятельности и
общения в школе, семье, группе сверстников;
 определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт своё
отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, к различным способам выражения личной
индивидуальности, к различным формам неформального общения подростков;

решать познавательные и практические задачи, касающиеся прав и обязанностей учащегося; отражающие
особенности ­отношений в семье, со сверстниками, старшими и младшими;
 овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе извлечений из Закона
«Об образовании в Российской Федерации»; составлять на их основе план, преобразовывать текстовую
информацию в таблицу, схему;
 искать и извлекать информацию о связи поколений в нашем обществе, об особенностях подросткового
возраста, о правах и обязанностях учащегося из разных адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в
Интернете;
 анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию о человеке и его
социальном окружении из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в
СМИ;
 оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе общения, в ситуациях взаимодействия
с людьми с ограниченными возможностями здоровья; оценивать своё отношение к учёбе как важному
виду деятельности;
 приобретать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни
для выстраивания отношений с представителями старших поколений, со сверстниками и младшими по
возрасту, активного участия в жизни школы и класса;
 приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания
между людьми разных культур.
Человек в обществе
 осваивать и применять знания об обществе и природе, положении человека в обществе; процессах и
явлениях в экономической жизни общества; явлениях в политической жизни общества, о народах России,
о государственной власти в Российской Федерации; культуре и духовной жизни; типах общества,
глобальных проблемах;


















характеризовать устройство общества, российское государство, высшие органы государственной власти в
Российской Федерации, традиционные российские духовно-нравственные ценности, особенности
информационного общества;
приводить примеры разного положения людей в обществе, видов экономической деятельности,
глобальных проблем;
классифицировать социальные общности и группы;
сравнивать социальные общности и группы, положение в об­ществе различных людей; различные формы
хозяйствования;
устанавливать взаимодействия общества и природы, человека и общества, деятельности основных
участников экономики;
использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) влияния природы на общество
и общества на природу сущности и взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности;
определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и
личный социальный опыт своё отношение к проблемам взаимодействия человека и природы, сохранению
духовных ценностей российского народа;
решать познавательные и практические задачи (в том числе задачи, отражающие возможности юного
гражданина внести свой вклад в решение экологической проблемы);
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся отношений человека и
природы, уст­ройства общественной жизни, основных сфер жизни общества;
извлекать информацию из разных источников о человеке и обществе, включая информацию о народах
России;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию, включая экономикостатистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ;
используя обществоведческие знания, формулировать выводы;
оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия духовным
традициям общества;





использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности, в практической
деятельности, направленной на охрану природы; защиту прав потребителя (в том числе потребителя
финансовых услуг), на соблюдение традиций общества, в котором мы живём;
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности на основе взаимопонимания между людьми разных
культур; осознавать ценность культуры и традиций народов России.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек, гражданин своей страны
1.1

Гражданин РФ

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

1.2

Порядочность

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

1.3

Совесть

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

1. 4

Доверие и доверчивость

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

1. 5

Милосердие и сострадание

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

1. 6

Правда и ложь

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

1. 7

Традиции и воспитание

2

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f415294
1. 8

Обобщающий урок

1

1

Итого по разделу
Раздел 2. Человек в обществе
2.1

Честь и достоинство

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

2.2

Терпимость и терпение

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

2.3

Мужество

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

2.4

Равнодушие и жестокость

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

2.5

Самовоспитание

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

2.6
2.7

Учись учиться
Речевой этикет

2.8

Мои права и обязанности

2

2.9

Обобщающий урок

1

Итого по разделу

10

Защита проектов, итоговое повторение

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

1

2
2

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415294

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

1

Гражданин РФ

1

06.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb673c

2

Государственные символы РФ

1

13.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb68a4

3

Порядочность

1

20.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb6a2a

4

Порядочность и порядок

1

27.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb6d90

5

Совесть

1

04.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb6f34

6

Моральные качества
гражданина

1

11.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb70a6

7

Доверие и доверчивость

1

18.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb74b6

8

Что значит доверять

1

25.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb763c

9

Милосердие и сострадание

1

01.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb78f8

10

Что значит быть милосердным

1

15.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb7a74

11

Правда и ложь

1

22.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb7bdc

12

Поступаем правильно

1

29.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb7d58

13

Традиции и воспитание

1

06.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb81b8

14

Традиции в воспитании разных
народов

1

13.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb835c

15

Повторительно-обобщающий
урок

1

20.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb84ce

16

Честь и достоинство

1

27.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8640

17

Защита чести и достоинства

1

17.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8640

18

Терпимость и терпение

1

21.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb87b2

19

Толерантность

1

31.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8640

20

Мужество

1

07.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8910

21

Мужество и героизм

1

14.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8640

22

Равнодушие и жестокость

1

21.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8640

23

Жестокость в нашей жизни

1

28.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8a78

24

Самовоспитание

1

06.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8d48

25

Самоконтроль

1

13.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8640

1

1

26
27
28

Учись учиться
Моя школа
Речевой этикет

1

20.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8ed8

1

03.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8640

1

10.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb9054

29

Следим за речью

1

17.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8640

30

Мои права и обязанности

1

24.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb91c6

31

Права и обязанности гражданина
РФ

1

08.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb8640

32

Обобщающий урок

1

15.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb932e

33-34

Итоговое повторение.
Защита проектов

2

22.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb9964

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

1
2
2

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Обществознание, 5 класс/ Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• Основы светской этики, 5 класс/ Студеникин М.Т., М: Издательство
«Русское слово»»
• Основы духовно-нравственной культуры народов России, учебник для 5
класса Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков, Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
• Обществознание, 5 класс/ Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• Основы светской этики, 5 класс/ Студеникин М.Т., М: Издательство
«Русское слово»»
• Основы духовно-нравственной культуры народов России, учебник для 5
класса Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков, Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Обществознание : мир человека / Барабанов В.В. Насонова И. П., МИздательство «Вентана-граф»
• Обществознание: полный курс. Мультимедийный курс / О. Макаров. Издательство: СПб Питер,
•Обществознание: Учебное пособие / Под ред. Опалева А.В.. - М.: «Юнити»

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК, ЭОР, Инфоурок


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».