Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка» общеинтеллектуальной направленности ориентирована на обучающихся 7 классов. Объем программы 34 часов, срок ее освоения 1 год, периодичность – 1ч в неделю и продолжительность 40 минут. Цель курса: Способствовать саморазвитию и личностному самоопределению учащихся, формированию целенаправленной познавательной деятельности по изучению русского языка, изучению его прошлого и настоящего, региональных особенностей, осознанию российской и региональной языковой идентичности. Задачи курса: - формирование коммуникативной культуры школьников; - расширение и углубление знаний, умений обучающихся и формирование языковой компетенции; - выявление и поддержка лингвистически одаренных обучающихся; - развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний; - развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной работе над познанием родного языка; - формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование коммуникативной культуры учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке; - воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы; - приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развитие умения пользоваться разнообразными словарями; обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. 1. Планируемые результаты внеурочной деятельности В результате освоения программы курса «Тайны русского языка» формируются: Личностные результаты эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; воспитание российской и региональной идентичности: патриотизма, уважения к родному краю, его прошлому и настоящему; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово - уважение ценностей семьи и общества; любовь и уважение к Отечеству, его языку; - умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; - интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, созданию собственных текстов, письменной форме общения; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; - способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; - овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; - способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД - умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - умение пользоваться словарями, справочниками; - умение осуществлять анализ и синтез; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения; Коммуникативные УУД - умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости; - умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров с учётом замысла, адресата, ситуации общения; - способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; - способность принимать участие в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; - способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления. Предметные результаты - адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка; - участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; - создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; - анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка; - представление о языке как о явлении национальной культуры и средства человеческого общения; - овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. - формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языка; - обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов; - использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; - расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязей его уровней и единиц; - формирование ответственности за языковую культуру родного края и России как общечеловеческую ценность. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Раздел 1. Из истории возникновения письменности. («Дорога к письменности») (6 часов) Рисуночное письмо. Пиктографическое письмо, узелковое письмо, клинопись. Буквы. Новгородские берестяные грамоты. Создание славянского алфавита. Причина, история создания славянского алфавита. Князья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки Кириллица и глаголица. Реформы русской азбуки. Причины реформ. Реформа года. Реформа 1917 года. Судьбы отдельных букв. Судьбы букв «Фита», Ъ, Ь, Ять и др. Понятие скорописи. Причина появления стенографии Элементы стенографии. Практическое значение алфавита. (словари, справочники, списки, алфавитные книги и др.) ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ: 1.Создатели славянской азбуки 2. История одной буквы 3. Алфавит будущего Раздел 2. Фонетика. («Секреты устной речи») (5 часов) Буквы и звуки. Орфограмма. Орфограммы, основанные на правилах фонетики. Интонация. Роль интонации. Оформление интонационных особенностей на письме. Русские говоры. Московские и петербургские говоры. Особенности говоров Южного Урала. «Справочник диалектов уральского народа». ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ: 1.Так говорят наши бабушки. 2.Кто у нас окает? Раздел 3. Лексика («Тайны русского слова») ( 14 часов). Знакомство с личностью В.И.Даля. Словарь В.И.Даля. Толковые словари. Словари иностранных слов. Этимологические словари. Словари писателей. Словари синонимов и омонимов. Антропонимика. Ономастика. Значение имени. Имя и отчество. История возникновения фамилии. Использование «говорящих фамилий в художественных произведениях». Понятие «уличная фамилия». Уличные фамилии одноклассников. Причины появления этих фамилий. Топонимы. Гидронимы. Топонимы городов и сел Южного Урала. Из истории названий городов и сел. Понятие «диалектологии». Диалекты южных областей. Диалекты северных областей России. Фразеологические сочетания, фразеологические сращения, фразеологические единства (идиомы). Библейские фразеологизмы, фразеологические обороты греческих мифов. Заимствования в русском языке. История возникновения заимствований. Спор о заимствованиях между обществом «Арзамас» и «Беседой любителей русской словесности». «Опознавательные» знаки заимствованных слов. Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Неологизмы. Использование их в художественной литературе Из истории старинных названий месяцев. Этимология названий. Тесная связь с природой. Выразительные возможности слова. Многозначность слова. Синонимия. Переносное значение слова. Слово-метафора ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ: 1.Тайна моего имени 2. История одной уличной фамилии. 3. «Говорящие» фамилии в художественной литературе. 4. Прозвища моих сверстников. История их появления. 5. Метафора как художественное средство в стихотворениях. 6. Словарь «Библейская» фразеология в разговорной и художественной речи. 7. Какие фразеологические обороты оставили нам греческие мифы? 8. Исчезнувшие в толщах времени… 9.История названия моего села (деревни) 10. Как у наших улиц появились названия? Раздел 4. Словообразование («Строим слова») (8 часов). Состав слова. Морфема. Грамматическое значение слова. Морфемы иноязычного происхождения. Гнездо родственных слов. Корень слова и этимологическое значение слова. Значения приставок, суффиксов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Словообразовательные модели (на примере образования слов одноклассниками). ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ: 1. Индивидуальное словообразование в творчестве поэтов и писателей. 2. Загадки словообразования в «Сборнике частушек» 3. О чем расскажут части слова… 4. Слово о слове… Раздел 5. Итоговое занятие (1час) 3. Тематическое планирование Количество часов Раздел 1. Из истории возникновения письменности. («Дорога к письменности») (6 часов) Рисуночное письмо. Пиктографическое письмо, узелковое 1 1 письмо, клинопись. Буквы. Новгородские берестяные грамоты. Создание славянского алфавита. Причина, история создания 2 1 славянского алфавита. Князья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки 3 1 Кириллица и глаголица. Реформы русской азбуки. Причины реформ. Реформа года. 4 1 Реформа 1917 года. 5 Судьбы отдельных букв. Судьбы букв «Фита», Ъ, Ь, Ять и др. 1 Понятие скорописи. Причина появления стенографии Элементы стенографии. 6 1 Практическое значение алфавита. (словари, справочники, списки, алфавитные книги и др.) Раздел 2. Фонетика. («Секреты устной речи») (5 часов) Буквы и звуки. Орфограмма. Орфограммы, основанные на 7 1 правилах фонетики. Интонация. Роль интонации. Оформление интонационных 8 1 особенностей на письме. № Тема 9 Русские говоры. Московские и петербургские говоры. Особенности говоров Южного Урала. «Справочник диалектов уральского народа». Практическое занятие. Проекты. 10 11 1 1 1 Раздел 3. Лексика («Тайны русского слова») ( 15 часов). 12 Знакомство с личностью В.И.Даля. Словарь В.И.Даля. Толковые словари. 16 Антропонимика. Ономастика. Значение имени. Имя и отчество. История возникновения фамилии. Использование «говорящих фамилий в художественных произведениях». Понятие «уличная фамилия». Уличные фамилии одноклассников. Причины появления этих фамилий. Топонимы. Гидронимы. Топонимы городов и сел Южного Урала. Из истории названий городов и сел. Понятие «диалектологии». Диалекты южных областей. 17 Диалекты северных областей России. 18 Фразеологические сочетания, фразеологические фразеологические единства (идиомы). 13 14 15 1 1 1 1 1 1 сращения, 1 19 Библейские фразеологизмы, греческих мифов. фразеологические обороты 20 Неологизмы. Использование их в художественной литературе 1 1 27 Заимствования в русском языке. История возникновения заимствований. Спор о заимствованиях между обществом «Арзамас» и «Беседой любителей русской словесности». «Опознавательные» знаки заимствованных слов. Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Из истории старинных названий месяцев. Этимология названий. Тесная связь с природой. Выразительные возможности слова. Многозначность слова. Индивидуальный проект: ««Говорящие» фамилии в художественной литературе». Раздел 4. Словообразование («Строим слова») (7 часов). Состав слова. Морфема. 28 Грамматическое значение слова. 1 29 Морфемы иноязычного происхождения. 1 30 Гнездо родственных слов. 1 31 Корень слова и этимологическое значение слова. Значения приставок, суффиксов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Словообразовательные модели (на примере образования слов одноклассниками).Заключительное занятие. 1 21 22 23 24 25 26 32 33 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1