Рабочая программа МОДУЛЬ 7 класс Тайны русского языка

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка»
общеинтеллектуальной направленности ориентирована на обучающихся 7 классов. Объем
программы 34 часов, срок ее освоения 1 год, периодичность – 1ч в неделю и
продолжительность 40 минут.
Цель курса: Способствовать саморазвитию и личностному самоопределению
учащихся, формированию целенаправленной познавательной деятельности по изучению
русского языка, изучению его прошлого и настоящего, региональных особенностей,
осознанию российской и региональной языковой идентичности.
Задачи курса:
- формирование коммуникативной культуры школьников;
- расширение и углубление знаний, умений обучающихся и формирование языковой
компетенции;
- выявление и поддержка лингвистически одаренных обучающихся;
- развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников:
любознательности,
инициативности,
трудолюбия,
воли,
настойчивости,
самостоятельности в приобретении знаний;
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; углубление знаний,
умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка; пробуждение потребности у
учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной работе над познанием
родного языка;
- формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и
обогащение словарного запаса; совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;
- воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся
разносторонних интересов, культуры мышления; воспитание любви и уважения к родному
языку, интереса к чтению литературы;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развитие умения
пользоваться разнообразными словарями; обучение организации личной и коллективной
деятельности в работе с книгой.
1. Планируемые результаты внеурочной деятельности
В результате освоения программы курса «Тайны русского языка» формируются:
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать
другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; воспитание российской и
региональной идентичности: патриотизма, уважения к родному краю, его прошлому и
настоящему;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово
- уважение ценностей семьи и общества; любовь и уважение к Отечеству, его языку;
- умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; умение осознавать и определять
эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к
письму, созданию собственных текстов, письменной форме общения;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями
различных типов, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение
вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД
- умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в
другую (составлять план, таблицу, схему);
- умение пользоваться словарями, справочниками;
- умение осуществлять анализ и синтез; умение устанавливать причинно-следственные
связи; умение строить рассуждения;
Коммуникативные УУД
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свёрнутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров с учётом
замысла, адресата, ситуации общения;
- способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- способность принимать участие в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.
Предметные результаты
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением
норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и
функциональной разновидности языка;
- представление о языке как о явлении национальной культуры и средства человеческого
общения;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания
для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения
языка;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более
высоких результатов при изучении других учебных предметов;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;
- расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязей его
уровней и единиц;
- формирование ответственности за языковую культуру родного края и России как
общечеловеческую ценность.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Раздел 1. Из истории возникновения письменности. («Дорога к письменности»)
(6 часов)
Рисуночное письмо. Пиктографическое письмо, узелковое письмо, клинопись. Буквы.
Новгородские берестяные грамоты.
Создание славянского алфавита. Причина, история создания славянского алфавита.
Князья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки Кириллица и глаголица.
Реформы русской азбуки. Причины реформ. Реформа года. Реформа 1917 года.
Судьбы отдельных букв. Судьбы букв «Фита», Ъ, Ь, Ять и др.
Понятие скорописи. Причина появления стенографии Элементы стенографии.
Практическое значение алфавита. (словари, справочники, списки, алфавитные книги и др.)
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
1.Создатели славянской азбуки
2. История одной буквы
3. Алфавит будущего
Раздел 2. Фонетика. («Секреты устной речи») (5 часов)
Буквы и звуки. Орфограмма. Орфограммы, основанные на правилах фонетики.
Интонация. Роль интонации. Оформление интонационных особенностей на письме.
Русские говоры. Московские и петербургские говоры.
Особенности говоров Южного Урала. «Справочник диалектов уральского народа».
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
1.Так говорят наши бабушки.
2.Кто у нас окает?
Раздел 3. Лексика («Тайны русского слова») ( 14 часов).
Знакомство с личностью В.И.Даля. Словарь В.И.Даля. Толковые словари. Словари
иностранных слов. Этимологические словари. Словари писателей. Словари синонимов и
омонимов.
Антропонимика. Ономастика. Значение имени. Имя и отчество. История возникновения
фамилии. Использование «говорящих фамилий в художественных произведениях».
Понятие «уличная фамилия». Уличные фамилии одноклассников. Причины появления
этих фамилий.
Топонимы. Гидронимы. Топонимы городов и сел Южного Урала. Из истории названий
городов и сел.
Понятие «диалектологии». Диалекты южных областей. Диалекты северных областей
России.
Фразеологические сочетания, фразеологические сращения, фразеологические единства
(идиомы). Библейские фразеологизмы, фразеологические обороты греческих мифов.

Заимствования в русском языке. История возникновения заимствований. Спор о
заимствованиях между обществом «Арзамас» и «Беседой любителей русской
словесности». «Опознавательные» знаки заимствованных слов.
Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Неологизмы. Использование их в
художественной литературе
Из истории старинных названий месяцев. Этимология названий. Тесная связь с природой.
Выразительные возможности слова. Многозначность слова. Синонимия. Переносное
значение слова. Слово-метафора
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
1.Тайна моего имени
2. История одной уличной фамилии.
3. «Говорящие» фамилии в художественной литературе.
4. Прозвища моих сверстников. История их появления.
5. Метафора как художественное средство в стихотворениях.
6. Словарь «Библейская» фразеология в разговорной и художественной речи.
7. Какие фразеологические обороты оставили нам греческие мифы?
8. Исчезнувшие в толщах времени…
9.История названия моего села (деревни)
10. Как у наших улиц появились названия?
Раздел 4. Словообразование («Строим слова») (8 часов).
Состав слова. Морфема.
Грамматическое значение слова.
Морфемы иноязычного происхождения.
Гнездо родственных слов. Корень слова и этимологическое значение слова.
Значения приставок, суффиксов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Словообразование.
Способы словообразования.
Словообразовательная
цепочка.
Словообразовательные модели (на примере образования слов одноклассниками).
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
1. Индивидуальное словообразование в творчестве поэтов и писателей.
2. Загадки словообразования в «Сборнике частушек»
3. О чем расскажут части слова…
4. Слово о слове…
Раздел 5. Итоговое занятие (1час)

3. Тематическое планирование
Количество
часов
Раздел 1. Из истории возникновения письменности. («Дорога к письменности»)
(6 часов)
Рисуночное письмо. Пиктографическое письмо, узелковое
1
1
письмо, клинопись. Буквы. Новгородские берестяные грамоты.
Создание славянского алфавита. Причина, история создания
2
1
славянского алфавита.
Князья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки
3
1
Кириллица и глаголица.
Реформы русской азбуки. Причины реформ. Реформа
года.
4
1
Реформа 1917 года.
5
Судьбы отдельных букв. Судьбы букв «Фита», Ъ, Ь, Ять и др.
1
Понятие скорописи. Причина появления стенографии Элементы
стенографии.
6
1
Практическое значение алфавита. (словари, справочники,
списки, алфавитные книги и др.)
Раздел 2. Фонетика. («Секреты устной речи») (5 часов)
Буквы и звуки. Орфограмма. Орфограммы, основанные на
7
1
правилах фонетики.
Интонация. Роль интонации. Оформление интонационных
8
1
особенностей на письме.
№

Тема

9

Русские говоры. Московские и петербургские говоры.
Особенности говоров Южного Урала. «Справочник диалектов
уральского народа».
Практическое занятие. Проекты.

10
11

1
1
1

Раздел 3. Лексика («Тайны русского слова») ( 15 часов).
12

Знакомство с личностью В.И.Даля. Словарь В.И.Даля. Толковые
словари.

16

Антропонимика. Ономастика. Значение имени. Имя и отчество.
История возникновения фамилии.
Использование «говорящих фамилий в художественных
произведениях». Понятие «уличная фамилия». Уличные
фамилии одноклассников. Причины появления этих фамилий.
Топонимы. Гидронимы. Топонимы городов и сел Южного
Урала. Из истории названий городов и сел.
Понятие «диалектологии». Диалекты южных областей.

17

Диалекты северных областей России.

18

Фразеологические сочетания, фразеологические
фразеологические единства (идиомы).

13
14
15

1
1
1
1
1
1

сращения,

1

19

Библейские
фразеологизмы,
греческих мифов.

фразеологические

обороты

20

Неологизмы. Использование их в художественной литературе

1
1

27

Заимствования в русском языке. История возникновения
заимствований.
Спор о заимствованиях между обществом «Арзамас» и «Беседой
любителей русской словесности». «Опознавательные» знаки
заимствованных слов.
Устаревшие слова (историзмы и архаизмы).
Из истории старинных названий месяцев. Этимология названий.
Тесная связь с природой.
Выразительные возможности слова. Многозначность слова.
Индивидуальный
проект:
««Говорящие»
фамилии
в
художественной литературе».
Раздел 4. Словообразование («Строим слова») (7 часов).
Состав слова. Морфема.

28

Грамматическое значение слова.

1

29

Морфемы иноязычного происхождения.

1

30

Гнездо родственных слов.

1

31

Корень слова и этимологическое значение слова.
Значения приставок, суффиксов. Образование слов с помощью
приставок и суффиксов.
Словообразование.
Способы
словообразования.
Словообразовательная цепочка.
Словообразовательные модели (на примере образования слов
одноклассниками).Заключительное занятие.

1

21
22
23
24
25
26

32
33
34

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».