Модуль 6 кл. Читательская грамотность

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Читательская грамотность» для 6 класса составлена с учетом требований обновленных ФГОС к
личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы ООО: в п. 10 «Метапредметные результаты
освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение».
Актуальность и значимость определяются новым стандартом, требованиями к новым результатам, новыми характеристиками
подросткового возраста.
Новизна реализации программы учреждения заключается в использовании следующих педагогических технологий обучения: проблемнодиалогового обучения, творческой деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования читательская грамотность рассматривается
как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых
результатах освоения учебных программ по всем предметам средней школы.
В результате изучения всех предметов обучающиеся средней школы приобретают навыки работы с информацией. Они смогут
осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и
обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.
Обучающиеся научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты) и создавать свои собственные
(сообщения, сочинения, графические работы). Овладеют навыками представления информации в наглядной форме (в виде таблиц, схем).
Смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в
учебных и практических ситуациях. Обучающиеся получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе
самостоятельно полученной информации, а также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с
информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом
Данная дисциплина входит в образовательную область «Филология».
Изучение данной дисциплины в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование читательской деятельности школьников;
- умения работать с различными видами текстов и создавать на их основе собственные тексты.
Основная задача - научить ученика понимать прочитанное, обучить приёмам работы с текстом и осознанному применению этих приёмов,
превратить их использование в привычку.
Курс рассчитан на 34 часа, 1 раз в неделю. Срок реализации программы- 1 год.
Содержание курса включает следующее:
- поиск информации и понимание текста;
- преобразование и интерпретация текста;
- критический анализ и оценка информации.
Ожидаемые результаты реализации программы







Повышение культурной компетентности
Повышение читательской компетентности
Изменение отношения к чтению
Рост читательской активности
Развитие мотивации к чтению
Воспитание уважения к книге
Планируемые результаты изучения дисциплины «Читательская грамотность»
Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:








определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею текста; структурировать его, выделять главное и
второстепенное;
отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;
выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей;
сопоставлять информацию из разных частей текста;
объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика, таблицы и т.п.; понимать смысл терминов, неизвестных слов;
работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений.
Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик сможет:



обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок, выводить
заключение о намерении автора;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; сопоставлять разные точки
зрения и разные источники информации по данной теме.
Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:







Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения
Аргументировать свою точку зрения
Задавать вопрос
Составлять план текста
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений и мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
на основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать
недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов

Ученик получит возможность научиться:

- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов
разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебной литературы ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании
количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при
указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Система оценки достижений учащихся 6 класс
Система оценивания знаний учащихся проводится в форме зачете/незачета
Виды контроля:
-практические, самостоятельные и контрольные работы.
Принципы отбора содержания образования связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях
обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учетом возрастных особенностей развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения.
Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия
всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана
способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной
и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных
качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и
гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков
сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к
самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и
использованию информации.
Содержание стандарта реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста;
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в
виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и
изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное
рисование;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения,
установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ и сопоставление подобных текстов и выявление в них общих и своеобразных черт.
Главным при изучении предмета остается работа с текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании
данной дисциплины.
Программа базируется на межпредметных связях с русским языком, литературой, историей, экологией, риторикой, географией,
обществознанием.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса в основной школе
Личностные результаты
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты обучающихся
- понимание текста, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать текст: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему,
идею;
- определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания текста;
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе текста;
-собственная интерпретация, понимание авторской позиции и своё отношение к ней.

Календарно-тематическое планирование «Читательская грамотность», 6 кл.
№

Дата

Тема урока

Форма организации

По плану Фактичес
ки
1

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений

Вводное игровое занятие

2

Типы текстов. Речевая ситуация

Лекция

3

Функциональные стили (разговорный стиль, художественный стиль, официальноделовой стиль, научный стиль)

Практическое занятие

4

Особенности разных стилей речи. Понятие о жанре текста

Сбор материала и анализ

5

Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр,

Групповая работа

структуру и языковые средства
6

Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения Чтение
читательского опыта, освоения и использования информации

7

Текст, тема текста, основная мысль, идея. Позиция автора

Беседа, круглый стол

8

Связь предложений в тексте

Работа с текстом

9

Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста

Беседа, исследование

10

Виды планов. Понимание информации, представленной в неявном виде

Индивидуальная работа

11

Разные способы представления информации: слово, символ, таблица, схема, знак

Практические задания

12

Использование формальных элементов текста

Работа с текстами

(подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации
13

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный)

Выступление

14

Вопросы по содержанию текста

Групповая работа

15

Формулирование выводов, основанных на содержании текста

Групповая работа, игра

16

Аргументы, подтверждающие вывод. «Учимся логике размышления»

Индивидуальная работа, игра

17

Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной Практические задания, игра
теме. Игра «Всяк кулик свое болото хвалит»

18

Применение информации из текста при решении учебно-познавательных задач

Исследование, составление
кроссворда

19

Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в Выступление
качестве ответа на поставленный вопрос

20

Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу

21

Преобразование таблицы в связный текст, информации, полученной из схемы, в Групповая игра
текстовую задачу

22

Составление схем с опорой на прочитанный текст

23

Формирование списка используемой литературы и других информационных источ- Творческая работа
ников

24

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов:
Индивидуальное практическое
выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, не- занятие
большие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном

25

Создание небольших письменных текстов по предложенной теме, представление
одной и той же информации разными способами, составление инструкции к
выполненному действию

26

Выступление перед аудиторией с использованием иллюстративного ряда (плакат, Ролевая игра
презентация)

27

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста

Практическая
работа

28

Выражение собственного мнения о прочитанном

Беседа

Практическое занятие

Беседа, круглый стол

Самостоятельная работа

29

Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация

Открытый микрофон

30

Достоверность и недостоверность информации в тексте. Текст задачи 20
«Крыжовник»

Групповая работа

31

Недостающая или избыточная информация. Текст задачи 20 «Крыжовник»

Индивидуальная
и групповая работа

32

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного Беседа
текста

33

Сопоставление различных точек зрения на информацию.Задача «Дятловы горы»

Работа с текстом

34

Итоговое занятие. Анализ текста

Самостоятельная работа

Литература
1. Контрольные работы по читательской грамотности
http://uchitelslovesnosti.ru/load/zadanija_na_ponimanie_teksta_6_klass/zadachi/zadacha_20_kryzhovnik/296-1-0-7019
2. Контрольные работы по читательской грамотности.http://uchitelslovesnosti.ru/load/zadanija_na_ponimanie_teksta_6_klass/kontrolnye_raboty/297
3. Открытый банк по оценке читательской грамотности https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».