модуль 8 класс математика

1

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ........................................................................3
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности _______

4

5. Содержание учебного курса________________

5

6. Тематическое планирование_______________________
7
7. Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса ................................................ 8

2

Пояснительная записка
В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации
– ОГЭ. Экзамен по математике в форме ОГЭ является наиболее востребованным. Сдача экзамена по
математике за курс основной школы в форме ОГЭ является одним из направлений модернизации
школьного образования на современном этапе. С учетом целей обучения в основной школе
контрольно-измерительные материалы экзамена в новой форме проверяют сформированность
комплекса умений, связанных с информационно-коммуникативной деятельностью, с получением,
анализом, а также применением эмпирических знаний.
Программа внеурочной деятельности «Избранные вопросы математики», ориентирована на
приобретение определенного опыта решения задач различных типов, позволяет ученику получить
дополнительную подготовку для сдачи экзамена по математике за курс основной школы. Особенность
принятого подхода внеурочной деятельности «Избранные вопросы математики» состоит в том, что для
занятий по математике предлагаются небольшие фрагменты, рассчитанные на 2-3 урока, относящиеся
к различным разделам школьной математики.
Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к
предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в
основном курсе материале.
Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от
традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой. Данная
внеурочной деятельности имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой
процедуры оценивания учебных достижений обучающихся, результаты которой будут способствовать
осознанному выбору дальнейшего пути получения образования; развивает мышление и
исследовательские знания обучающихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к
решению заданий соответствующих типов
Программа внеурочной деятельности направлена на подготовку учащихся к сдаче экзамена по
математике в форме ОГЭ. Основной особенностью этого курса является отработка заданий по всем
разделам курса математики основной школы: арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей,
геометрии.
Цель: расширить знания по отдельным темам курса «Алгебра 5-8 » и «Геометрия 7-8»; оказание
индивидуальной и систематической помощи восьмикласснику при повторении курса математики и
подготовке к экзаменам.
Задачи :
 дать ученику возможность проанализировать свои способности;
 помочь ученику выбрать профиль в дальнейшем обучении в средней школе.
 Повторить, обобщить и углубить знания по алгебре и геометрии за курс основной
общеобразовательной школы;
 Расширить знания по отдельным темам курса «Алгебра 5-8 » и «Геометрия 7-8» ;
 Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Функции :

ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;

компенсация недостатков в обучении математике.
Программа внеурочной деятельности «Избранные вопросы математики» рассчитан на 34 часа для
работы с учащимися 8 классов. Программа предусматривает повторное рассмотрение теоретического
материала по математике, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует
развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей и
направлен в первую очередь на устранение «пробелов» в базовой составляющей математики
систематизацию знаний по основным разделам школьной программы.
Методы и формы обучения.
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы. Основной тип занятий
комбинированный урок. Каждая тема внеурочной деятельности начинается с постановки задачи.
Теоретический материал излагается в форме мини - лекции. После изучения теоретического
материала выполняются задания для активного обучения, практические задания для закрепления,
3

выполняются практические работы, проводится работа с тестами.
Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и
уровня усвоения материала.
Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала,
поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать
новые понятия в систему уже освоенных знаний. Текущий контроль уровня усвоения материала
осуществляется на каждом занятии по результатам выполнения учащимися самостоятельных,
практических и тестовых работ.
Основная функция учителя состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной
деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.

Место программы в учебном плане.
Программа рассчитана для учащихся 8 классов.
Внеурочной деятельности отводится 1 час в неделю. Всего 34 часов

2 Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные результаты освоения учебного курса
Умения и навыки учащихся, формируемые внеурочной деятельностью:
 навык самостоятельной работы с таблицами и справочной литературой;
 составление алгоритмов решения типичных задач;
 умения решать уравнения и неравенства;
Ожидаемый результат
Изучение математики в школе направлено на достижение следующих целей:
1. в направлении личностного развития
o развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к
умственному эксперименту;
o формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к
преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
o воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность
принимать самостоятельные решения;
o формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном
информационном обществе;
o развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
2. В метапредметном направлении
o формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о
значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
o развитие представлений о математике как форме описания и методе познания
действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта
математического моделирования;
o формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для
математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных
сфер человеческой деятельности.
В предметном направлении:
•
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания,
представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение,
функция) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать
реальные процессы и явления;
•
умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую
информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать
различные языки математики;
4

•
умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства
математических утверждений;
•
умение распознавать виды математических утверждений (аксиомы, определения,
теоремы и др.), прямые и обратные теоремы;
•
развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до
действительных чисел, овладение навыками
устных, письменных, инструментальных
вычислений;
•
овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных
преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, умение использовать
идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, систем, умение применять
алгебраические преобразования, аппарат уравнений для решения задач из различных разделов
курса;
•
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой,
умение на основе функционально-графических представлений описывать и анализировать
реальные зависимости;
•
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов
окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений,
приобретение навыков геометрических построений;
•
усвоение систематических знаний о пространственных телах, умение применять
систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
•
умения измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для
нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур и тел;
o умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач
практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при
необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Учащийся должен:
знать/понимать:

существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения
для решения математических и практических задач;

как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить
примеры такого описания;

как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия
числа;

значение математики как науки;

значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей
профессиональной деятельности
уметь:

решать задания, по типу приближенных к заданиям государственной итоговой аттестации
(базовую часть)
иметь опыт (в терминах компетентностей):
 работы в группе, как на занятиях, так и вне,
 работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет.

3 Содержание программы
1.Числа, числовые выражения, проценты (2ч)
Натуральные числа. Арифметические действия
с
натуральными числами. Свойства
арифметических действий. Делимость натуральных чисел. Делители и кратные числа. Признаки
делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Деление с остатком. Простые числа. Разложение натурального числа на
простые множители. Нахождение НОК, НОД. Обыкновенные дроби, действия с обыкновенными
дробями. Десятичные дроби, действия с десятичными дробями. Применение свойств для упрощения
выражений. Тождественно равные выражения. Проценты. Нахождение процентов от числа и числа по
проценту.
5

2. Буквенные выражения (2ч.)
Выражения с переменными. Тождественные преобразования выражений с переменными.
Значение выражений при известных числовых данных переменных.
3. Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения. Рациональные дроби(3ч)
Одночлены и многочлены. Стандартный вид одночлена, многочлена. Коэффициент одночлена.
Степень одночлена, многочлена. Действия с одночленами и многочленами. Разложение многочлена на
множители. Формулы сокращенного умножения. Способы разложения многочлена на множители.
Рациональные дроби и их свойства. Допустимые значения переменных. Тождество, тождественные
преобразования рациональных дробей. Степень с целым показателем и их свойства. Корень n-ой
степени, степень с рациональным показателем и их свойства.
4.Уравнения и неравенства(5ч)
Линейные уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения.
Системы линейных уравнений. Методы решения систем уравнений: подстановки, метод сложения,
графический метод. Квадратные уравнения. Неполное квадратное уравнение. Теорема Виета о корнях
уравнения. Неравенства с одной переменной. Система неравенств. Методы решения неравенств и
систем неравенств: метод интервалов, графический метод.
5.Функции и графики(5ч)
Понятие функции. Функция и аргумент. Область определения функции. Область значений
функции. График функции. Нули функции. Функция, возрастающая на отрезке. Функция, убывающая
на отрезке. Линейная функция и ее свойства. График линейной функции. Угловой коэффициент
функции. Обратно пропорциональная функция и ее свойства. Квадратичная функция и ее свойства.
График квадратичной функции. Степенная функция. Четная, нечетная функция. Свойства четной и
нечетной степенных функций. Графики степенных функций. Чтение графиков функций.
6. Текстовые задачи(4ч)
Текстовые задачи на движение и способы решения. Текстовые задачи на вычисление объема
работы и способы их решений. Текстовые задачи на процентное содержание веществ в сплавах, смесях
и растворах, способы решения .
7. Треугольники.(4ч.)
Высота, медиана, средняя линия треугольника. Равнобедренный и равносторонний
треугольники. Признаки равенства и подобия треугольников. Решение треугольников. Сумма углов
треугольника. Свойства прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора. Теорема синусов и
косинусов. Неравенство треугольников. Площадь треугольника.
8. Многоугольники.(4ч.)
Виды многоугольников. Параллелограмм, его свойства и признаки. Площадь параллелограмма.
Ромб, прямоугольник, квадрат. Трапеция. Средняя линия трапеции. Площадь трапеции. Правильные
многоугольники.
10. Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ГИА-9 (5ч)

6

Календарно-тематическое планирование занятий
внеурочной деятельности «Избранные вопросы математики»
в 8 классе
Всего: 34 часов (1 час в неделю)
№
Тема
п/п
1
Числа, числовые выражения, проценты
2
Буквенные выражения
3
Преобразование выражений. Формулы
сокращенного умножения.
Рациональные дроби
4
Уравнения и неравенства
5
Функции и графики
6
Текстовые задачи
7
Треугольники.

Кол-во
часов
2
2
3

Теория

Практика Дата

1
1
1

1
1
2

5
5
4
4

2
2
1
1

3
3
3
3

2

2

8

Многоугольники.

4

9

Решение тренировочных вариантов из
учебных пособий и заданий из
открытого банка заданий ГИА-9
Итого

5

34

2

11

20

7

Список рекомендованной литературы:
Литература для учителя
1. Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9. Алгебра, геометрия, теория
вероятностей и статистика: учебно-методическое пособие / под ред. Ф.Ф. Лысенко, С. Ю.
Кулабухова. – Ростов н/Д: Легион-М, 2017. – 288 с. – (ГИА-9)
2. ГИА-2023: Экзамен в новой форме : Математика: 9-й кл.: Тренировочные варианты
экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме /
авт.-сост. Л.В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др. – М.: АСТ: Астрель, 2013. – 69,
[27] с.: ил. – (Федеральный институт педагогических измерений).
3. ГИА-2023. Математика: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. А.Л.
Семенова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Национальное образование», 2019.
4. ГИА-2017: Экзамен в новой форме : Математика : 9-й класс : Тренировочные варианты
экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме /
авт.-сост. Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, Л.О. Рослова и др. — Москва: АСТ : Астрель, 2014. —
(Федеральный институт педагогических измерений).
5. ГИА-2014: Математика: 20 типовых вариантов заданий для подготовки к государственной
итоговой аттестации / авт.-сост. Л.О. Рослова, Л.В. Кузнецова, С.А. Шестаков, И.В. Ященко. —
Москва: АСТ : Астрель, 2014. — (Федеральный институт педагогических измерений).
Литература для учащихся
1. Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9. Алгебра, геометрия, теория
вероятностей и статистика: учебно-методическое пособие / под ред. Ф.Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова.
2. ГИА-2017: Экзамен в новой форме : Математика: 9-й кл.: Тренировочные варианты
экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.сост. Л.В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др. – М.: АСТ
3. ГИА-2017: Экзамен в новой форме: Математика : 9-й кл.: Тренировочные варианты
экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.сост. Л.В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др. – М.: АСТ: Астрель, 2017. – 69, [27] с.: ил.
– (Федеральный институт педагогических измерений).
4. ГИА-2023. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. А.Л.
Семенова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Национальное образование», 2018. – ( ГИА-2018. ФИПИшколе)
5. ГИА-2023: Экзамен в новой форме : Математика : 9-й класс : Тренировочные варианты
экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.сост. Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, Л.О. Рослова и др. — Москва: АСТ: Астрель, 2018. —
(Федеральный институт педагогических измерений).
6. ГИА-2023: Математика: 20 типовых вариантов заданий для подготовки к государственной
итоговой аттестации / авт.-сост. Л.О. Рослова, Л.В. Кузнецова, С.А. Шестаков, И.В. Ященко. —
Москва: АСТ : Астрель, 2017. — (Федеральный институт педагогических измерений).

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».